После знакомства с Ченду и Куньмином наш китайский вояж должен был продолжиться в Сиане. Причин на это несколько: знаменитая терракотовая армия, продление китайской визы. Но все пошло как-то не так с самого начала – еще с попытки туда добраться.

Терракотовая армия

Итак, у нас был вполне четкий план из Чунцина на поезде доехать до Сианя. Посмотрели на сайте расписание поездов, нашли нужный нам вариант и довольные пришли в кассу вокзала. Думаю, нет нужды напоминать, что в Китае очень мало кто говорит по-английски, поэтому мы подготовились заранее, выписали не только названия городов на китайском и номер поезда, но и варианты размещения (мы потом как-нибудь отдельно расскажем о том что нужно знать, чтобы безболезненно путешествовать по Китаю на поездах). К нашему ужасу, ни одного из этих вариантов в наличие не было и единственное, что нам могли предложить это билет без места – т.е. фактически стоячий, ну или коврик где-нибудь в тамбуре можно кинуть. Расстояние между Чунцином и Сианем 730 – 790 км (в зависимости от маршрута), т.е. среднее время в пути минимум 15 часов, и провести их в прокуренном тамбуре нам «не улыбалось», поэтому мы отправились искать автовокзал.

Полюбившийся нам слипингбас

На наше счастье, в Китае очень часто делают транспортные хабы – огромные пересадочные узлы, и автовокзал находится буквально в парке десятков шагов от железнодорожного вокзала. Там мы без проблем купили билеты на 6-ти часовой автобус и стали ждать уже полюбившийся нам слипингбас. Но не тут-то было! Нам подали какой-то сильно потрепанный жизнью автобус, нумерация мест в нем не соответствовала заявленной в билете, а точнее просто отсутствовала. Китайцы брали его штурмом и вольготно располагались по одному человеку сразу на два места, так что мы фактически чудом сумели втиснуться. Тронулись мы с опозданием, что вообще нонсенс для Китая (это был первый случай в нашем опыте). Но отъехали мы не далеко, буквально в 100 метрах от автовокзала он остановился и начал сажать каких-то дополнительных пассажиров с баулами, в грязной одежде и с таким амбре пота, алкоголя и говтуалета, что не передать словами. Возможно, это какой-то способ дополнительного заработка в обход кассы, хотя кто же их поймет.

Автовокзал Чунцина

Дальше был длинный-длинный путь на автобусе с весьма раздолбанной подвеской, которую спасало только приличное качество самой дороги, с обязательными остановками через каждые 3 – 3,5 часа на туалет и покушать. Дорога идет через горы, поэтому ближе к ночи стало заметно холодать, а в нашем сильно немолодом автобусе аварийный люк в крыше не закрывался совсем. Чтобы не замерзнуть нужно было пересаживаться вперед и делить сиденья с теми самыми дополнительными пассажирами. Выбор небольшой: замерзнуть или задохнуться от миазмов. Но где-то в 12 часов ночи чудесный водитель автобуса встал на стоянку, открыл дверь в автобусе, видно холода от открытого люка было не достаточно, и решил поспать так часов до 6 утра! Пока он спал, кто-то из сердобольных пассажиров слазил на крышу автобуса и каки смог закрыл крышку люка – иначе мы бы там все вымерзли окончательно. В 6 утра мы бодренько отъехали по направлению к Сианю и уже через два часа достигли местного автовокзала. ДВА часа! Вы представляете, можно было просто доехать до Сианя и все, а не проводить всю ночь, свернувшись буквой «ЗЮ» в холодном автобусе с вонючими (к первоначальному аромату активно стал добавляться запах испускаемых ими газов) храпящими китайцами! Ну что ж, хорошо то, что хорошо заканчивается, подумали мы. Доехали и ладно. Тут нужно отметить, что мы заранее не смогли понять во сколько и когда мы доберемся до Сианя, поэтому гостиницу заранее на бронировали. Выйдя с вокзала мы дошли до ближайшего Макдональдса, купили там завтрак и собрались зайти на наш любимый сайт, чтобы забронировать себе что-нибудь.

Сиань

Но не тут-то было! Для того чтобы подключиться к wi-fi нужно ввести номер своего китайского телефона, а мы как-то им заранее не обзавелись: звонить нам некому, мы всегда вместе, а с интернетом подобных проблем ранее не возникало. С другой стороны, какая проблема купить симкарту, мы же в Таиланде и в Лаосе с этим справились, значит и здесь справимся. Но, сначала от нас «попрятались» все до одного магазины телефонов или что-то отдаленно напоминающее, то место, где можно купить симку. Но так как мы существа многозадачные, параллельно мы еще заходили в отели и спрашивали сколько стоит ночь. Тут происходило два варианта развития событий:

• цена размещения была сильно-сильно выше нашего бюджета (ну не буду я платить 5 000 руб. за ночь непонятно в каком отеле непонятно в каком городе);
  • служащие на ресепшене (даже в уже полюбившимся нам по Лешаню и Зигонгу 7Days Inn) очень сильно пугались, махали в нашу сторону руками и чуть ли не кричали “Изыди сатана!” (ну я конечно, утрирую немного, но страх в их глазах был неподдельным).

Естественно всё усугублялось тем, что они не говорят по-английски, а мы по-китайски. До этого нас почти всегда спасал онлайн переводчик, но без интернетов он не работает, а даже на ресепшене, чтобы подключиться к интернету нужно ввести номер китайской симки, которой у нас нет. Замкнутый круг!

и даже, в столь любимом по Куньмину, KFC интернет давали по карточкам

Часы неумолимо шли вперед, и вот уже начал приближаться вечер, а ни одна из наших проблем не хотела решаться. Около 16:00 (напомню, что мы приехали в 8 утра и с этого времени скакали как сайгаки в попытке получить номер или в отеле или телефона) проведение решило сжалиться над нами и послало нам офис China Mobile. «УРА!» – подумали мы и бодренько зашагали к продавцу, который, о чудо, еще и по-английски мог объясниться немного.

Мы: Здравствуйте! Мы хотим купить симку.
Он: Здравствуйте! Какая симка вам нужна?
Мы: Наносим, для айфона.
Он: ???
Мы достали телефон, вытащили оттуда билайновскую симку, показали, что нам нужно.
Он: Оk, ваш ID, пожалуйста.
Мы: У нас только паспорт, мы туристы, поэтому у нас нет китайского ID, есть только загранпаспорт.
Он: Но для того чтобы купить симку, нужен китайский ID. Нет ID – нет симки!
Мы: Но нам нужна симка, мы без нее даже в интернет выйти не можем.
Он: А, черт с вами, идите вон-туда, может там можно.

И рисует нам схему: ты здесь, выходишь идешь до перекрестка, потом поворачиваешь, потом еще раз пять поворачиваешь. Тут не далеко, в общем, найдешь… Искали мы это место долго, во-первых, продавец слегка не дружил с картой; во-вторых, слегка напутал с названием того, куда нам надо; а в-третьих, забыл уточнить, что мы ищем не другого оператора, а головной офис всё той же China Mobile, мимо которого мы уже успели пару раз пройти. Ну, собственного говоря, там у нас состоялся разговор похожего содержания и отправили нас восвояси не солоно хлебавши.

China Mobile

Тем временем на улице начал накрапывать дождик и спускаться сумерки, а у нас нет ни интернета, ни ночлега. Но тут мы увидели еще один отель линейки 7Days Inn и решили еще раз попытать судьбу. Там нам очень обрадовались и быстренько заселили, настолько быстренько, что даже паспорт не спросили. На следующее утро мы собрались ехать в Public Security Bureau продлевать визу, а для этого при размещении в отеле нужно на ресепшене получить hotel accommodation registration slip. А мы же с вами помним, что у нас даже паспорта при заселении не взяли, что для Китая вообще нонсенс. Так вот, через час почти безрезультатных попыток объяснить что же нам все таки надо, которые ни к чему не привели, они где-то нашли старшего менеджера, который по крайней мере имел смартфон, в котором был интернет и онлайн переводчик, с помощью которых мы до чего-то и договорились – это была хорошая новость. Плохая же новость состояла в том, что этот отель, как и многие другие бюджетные отели Сианя, не имеют разрешения на работу с иностранными туристами, соответственно, не могут нас официально зарегистрировать. Некоторые закрывают на это глаза и селят без регистрации, а многие, бегут от таких как мы, как черт от ладана.

7 Days Inn

Ну что ж, вместо спокойного продления визы и смотра достопримечательностей, посвящаем день поискам размещения с возможностью получить hotel accommodation registration slip. Поиски опять нас приводят к несимпатичным отелям с еще менее симпатичными ценами, причем понять могут они тебе дать требуемую бумажку или нет, зачастую почти невозможно: во-первых языковой барьер, а во-вторых, сначала заселись, а потом уже проси какие-то документы. После долгого и мучительного выбора, мы остановились на Xi’an Shengyuan Apartment, хозяйка которого, о чудо, немного говорила по-английски. Перед заселением мы её посвятили в наши проблемы и она сказала, что никаких проблем, всё можно сделать.

Вид их окон Xi'an Shengyuan Apartment очень не плох

На следующее утро мы пришли за обещанной бумагой, но… «Ой, ой, ой! Вы не из Китая (как будто это сразу не было видно), вы иностранцы, я не помогу вам с этой бумагой, у меня нет разрешения на работу с иностранцами…» К этому моменту нас уже разбирал истерических смех и мы уже серьезно подумывали о том, что надо в срочном порядке переезжать в какой-нибудь другой город или вообще куда-нибудь подальше из Китая. Последним шансом для нас было обратить за помощью к дочке нашей приятельницы из Чиангмая, которая по счастливому стечению обстоятельств живет и учится в этом самом городе. Ольга сделал нам регистрацию у себя в квартире, а так же помогла решить проблему с симкой. Решение обоих вопросов заняло не более 10 минут, за что мы ей очень и очень признательны.

Public Security Bureau в Сиане

Не знаю зачем вселенная так мучала нас с этими казалось бы абсолютно простыми вещами, возможно, что бы мы учились просить о помощи, когда она нам необходима, а возможно, просто так сложились обстоятельства. В любом случае, нужно помнить, что иногда самое простое оказывается самым сложным, и ты без посторонней помощи ничего не можешь с этим поделать.