Подъем выдался менее радужный, чем вчера. Во-первых, из нашей землянки нет никакого стимулирующего к просыпанию вида, а во-вторых, на улице такой дубак, что даже нос из под одеяла высовывать не хочется. Этой ночью я ощутила всю прелесть ходить в поход парой: нет ничего лучше греться об кого-то большого и теплого.

Погодка с утра не радует...

Но как говорил Шелдон Купер из «Теории большого взрыва», я не хозяин своего мочевого пузыря. И этот самый, бунтующий против всего остального тела, орган заставляет таки меня оставить теплое и надежное укрытие и выползти на улицу. Погода пока (5:20 утра) не радует теплом и солнцем, но выбирать не приходится.

...совсем не радует

Мы решили не завтракать в Доване, а сразу двинуться в сторону Хималая (Himalaya), так как там высота уже 2900 метров, а резко поднимать почти на 500 метров верх на полный желудок, не лучшая идея.

Выходим

Вокруг по-прежнему лес, но периодически солнце, которое все же решило порадовать нас своим явлением, разгоняет тучки и дарит ошеломляющие виды, которые прогоняют усталость и напоминают ради чего, собственно, мы так истязаем свои бренные тела ☺.

Мачапучаре в лучах восходящего солнца

До Хималаи мы дошли за 2 часа. Вся деревня, если ее можно так назвать, представляет собой один большой гестхаус. Не похоже, что кто-то горит желанием что-то делать или принимать наш заказ: те кто ночевал, уже ушли, а новые постояльцы должны появиться только после обеда. Вот все ходят и балду пинают, на нас не обращая никакого внимания.

Himalaya

Тем не менее нам удалось раскачать их и заказать чайник чая и сэндвич с сыром и яйцом. Все вместе обошлось в 700 рупий! Пока это самое дорогое место на нашем маршруте. Но, чувствую, дальше цены будут еще выше.

В Хималаи довольно безлюдно

После Хималаи началась какая-то тундра. Валуны, разбросанные по полю. При чем такого размера, что могут запросто похоронить под собой средних размеров деревушку.

Сравните размер камня и деревушки

Лес больше не скрывает фантастических гор, но и не защищает от солнца. Поэтому на этом участке пути защитный крем и какая-нибудь бандана-панамка на голову – абсолютный must have.

Любуемся видами

По пути встречается множество речушек, которые нужно так или иначе пересекать. Хорошо, что почти все переходы оснащены мостиками, ну или чем-то подобным, а то пришлось бы их форсировать в брод.

Форсируем речушку

От Хималаи до Деурали (Deurali) мы добираемся меньше, чем за 2 часа. Расстояние между ними всего 2 км, зато набор высоты целых 400 метров.

Показалась деревушка Деруали

Вообще, не рекомендуется набирать в день больше 300 метров, а мы сегодня уже перевалили за 700. Бывалые говорят, что нам это может аукнуться горной болезнью.

С симптомами горной болезни...

Горная болезнь обычно появляется на высоте от 2500 метров, у кого-то может и раньше, а у кого-то и вообще не проявляются ее симптомы.

...и без оных

Она приходит из-за того, что с увеличением высоты, человек получает все меньше и меньше кислорода, и в какой-то момент организм начинает реагировать на это:

• на высоте от 1000 до 2500 метров может появиться некоторая вялость, головокружение, учащенное сердцебиение;
  • от 2500 до 3000 метров прошлые симптомы усиливаются, и к ним могут добавиться головная боль, ломота в мышцах и суставах, снижение аппетита, нарушение дыхания, повышенная сонливость, состояние схожее с легким алкогольным или наркотическим опьянением;
  • от 3000 до 5000 все предыдущие симптомы могут обостриться, добавиться рвота, апатичное состояние, нарушение сна, жалобы на удушье.

Вроде ничего такого пока не наблюдаем, но поживем – увидим. А пока отдыхаем и в очередной раз перекусываем. Удивительно, что еда здесь дешевле, чем в Хималайе. Получается, нет никакого смысла останавливаться там ни на ночевку, ни на еду.

Деруали

Следующая наша остановка на сегодня – Базовый Лагерь Мачапучаре (Machapuchare Base Camp или MBC), его высота 3700 метров.

Идем дальше

Дорога от Деурали до MBC очень живописная, но совершенно непохожая на все то, что было ранее. С вершин гор срываются водопады.

Водопады повсюду

Можно заметить довольно свежие следы схода снега (лавины), где-то там наверху он подтаял и на огромной скорости сполз вниз, сметая все и вся на своем пути.

Последствия схода снега

А затем мы и вовсе попали в вересковые заросли. Помните роман «Грозовой перевал» Эмили Бронте, где на фоне мрачных и таинственных пустошей северного Йоркшира, разворачивается настоящая трагедия? Вот на этом участке пути у меня было ощущение, что эти вечно затянутые туманом поля могут заманить, сломить и уничтожить незадачливого путника, как героев книги.

Роковой перевал

Но выглядывает солнце, туман развеивается и картина меняется. Говорят, что Гималаи – это крыша мира. И по дороге к MBC это можно увидеть своими глазами. Небо, буквально, лежит на горах, а чтобы ему было не так жестко, разбросанные тут и там тучки и облачка исполняют роль подушечек.

Крыша мира

Чем ближе к MBC, тем холоднее становится. И если первую часть пути мы шли в футболках, то тут настала пора утепляться. Сначала в дело пошли ветровки, затем настала очередь свитеров.

Доползли до MBC

От Девали до MBC мы шли почти 3 часа. Обещанная горная болезнь нас пока миновала (тьфу-тьфу-тьфу), так что после небольших переговоров и еще одного перекуса (не тормозни – сникерсни ☺), мы решили продолжить свой путь и двинуться к конечной цели нашего путешествия – базовому лагерю Аннапурны (Annapurna Base Camp или ABC), который находится на высоте 4130 метров.

В MBC мертвый сезон

Как только выходим из MBC, сразу попадаем в снег. Да, да в снег, я не ошиблась. Представляете, мы его не видели несколько лет, и тут такое чудо. Пусть грязный, подтаявший, но это же СНЕГ!

Ура, снег!

Правда, первая эйфория проходит достаточно быстро, когда через пару шагов начинают ощутимо мерзнуть ноги, а сам ты передвигаешься с трудом, так как постоянно проскальзываешь. Это первый и единственный участок пути, где я пожалела, что у меня нет с собой трекинговых палок (альпенштоков или тут правильнее их будет называть гималаяштоками? ☺).

Медленно, но верно продвигаемся вперед

В России у меня есть знакомая, которая занимается скандинавской ходьбой (та, что с палками), и ее всегда обижает, когда кто-то особенно умный шутит в ее адрес типа: «Девушка, а вы с зимы все идете? Лыжи-то уже стерлись, только палки остались!». В Непале такую шутку не поймут. Здесь каждый второй с палками, хотя бы бамбуковыми.

Снег быстро тает, нужно смотреть куда наступаешь - можно и провалиться

Но вернемся к нашему маршруту. На наше счастье, ностальгический участок довольно быстро закончился и началась горная тундра, если я я правильно помню школьные уроки географии.

Всё вокруг, на сколько хватает глаз, усыпано цветами

Так удивительно видеть яркие цветы на общем жухло-выгоревшем фоне. Они здорово меня подбадривают и вселяют надежду, что ели они здесь выжили, то и я доползу.

Сил уже нет, но мы держимся )))

Невольно вспоминается знакомый с малых лет Айболит.

«О, если я не дойду,
Если в пути пропаду»

или, что больше подходит к случаю:

«И горы встают перед ним на пути,
И он по горам начинает ползти,
А горы всё выше, а горы всё круче,
А горы уходят под самые тучи!»

На этот отрезок у нас ушло 2 часа, включая множество остановок на фото и на поныть (первое – Сергей, второе – я), а так же на очередной перекус и себяшку. Собственно вот они мы – замученные, но счастливые.

Себяшка - уставашка

Ехху, мы все же дошли!!! УРА!!! Мы сделали это! Похоже, мы считали себя более хилыми, чем есть на самом деле. Ведь первоначально мы планировали разбить участок Дован – ABC на 3 дня.

УРА!!!

Конечно же, тут нет универсальных рецептов и советов, и каждый должен смотреть по своему самочувствию. Мы решили, что нам это под силу, но если быть честными до конца, еле до ползли. То что подошло нам – может быть неприемлемо для другого человека. Но физически это возможно – проверено на себе ☺.

Annapurna Base Camp или просто ABC

В ABC мы останавливаемся в Annapurna Guest House, не самое новое заведение из имеющихся, но привередничать и перебирать нет сил. Цена за комнату 300 рупий. Горячий душ еще 300 рупий с человека, но мы договорились, что нам посчитают как за одного. Нормально помыться все равно не получается, горячей эту воду можно назвать с большой натяжкой, но все же лучше, чем ничего.

Annapurna Guest House

Наученные горьким опытом длительного ожидания еды, заказываем себе пищу заранее. А до назначенного времени прогуливаемся по лагерю, любуемся видами.

Небо проясняется, открывается вид на Мачапучаре

Горы то и дело скрываются в облаках и приходится постоянно ловить момент и смотреть какая из вершин приоткроется. Зрелище завораживающее, но замораживающее ☺. В смысле не горы замерзают, а мы. Пришлось надеть на себя все что было, но все равно холодно. И чем позже становится – тем сильнее холодает. Чувствую, ночью столбик термометра опустится ниже 0.

Чуть ближе

На ужин мы заказали рис кари и чесночный суп – на таком, не побоюсь этого слова, морозе, хочется горячей и основательной пищи. Но что это был за суп! Пару чесночинок раздавили и обжарили на каком-то спреде (типа сливочного масла, но сильно сомневаюсь, что это было оно). А потом эту субстанцию залили теплой водой. Не похоже, что они как-то еще это варили или кипятили. И за этот шедевр поварского искусства просят 300 рупий! Ну ладно, добавляем овощей из второго блюда, риса, перца и на выходе получаем вполне съедобное блюдо. От холода и голода еще не такое есть начнешь.

Фотографий еды нет, поэтому вот вам непальские флажки

После ужина чай в номере с вкусняшками и пара партий в карты. Кстати, карты очень нужная вещь в трекинге, жаль, что шахмат с собой не было. Спать мы в походе ложимся очень рано – часов в 8-9 вечера, и засыпаем фактически сразу, как голова касается подушки. Усталость, ранний подъем и горный воздух делают свое дело. Но в этот раз, прежде чем отправиться в объятия Морфея, пришлось немного пошаманить.

Наша комната до переделки...

А точнее соорудить некое подобие палатки из подручных средств. В качестве строительного материала использовались свободные кровати, матрацы от них и подушки. Без этого импровизированного домика в домике заснуть было невозможно – зуб на зуб не попадал от холода. Вот такая вот романтика похода ☺

...и после

Краткие итоги дня:

• План: Дован-Деруали (перевыполнен, дошли до ABC)
  • Время в пути: 9 часов. Начало в 6:45. Окончание в 15:45
  • Пройдено за день 11 км
  • Максимальная высота в точке финиша: 4130 метра (Annapurna Base Camp)
  • Минимальная высота в точке старта: 2500 метра (Дован)