Итак, продолжаем подбивать долги по Китаю. И сегодня у нас на очереди железнодорожный транспорт. Ни для кого не секрет, что и в этой отрасли Китай давно обогнал весь остальной мир и продолжает увеличивать отрыв. Из-за этого путешествовать поездами по Китаю очень удобно и относительно дешево. А теперь подробности.

Наш поезд до Великой Китайской стены

В Китае не только очень разветвленная сеть железных дорог, но и очень “разветвленная” номенклатура самих поездов, всякие буквенные индексы, типа Т, K, D и так далее, плюс различные виды мест в вагоне. Почти все, кто пишет про китайские поезда обычно приводят развернутые описания, каждого типа поезда. Но смысла в этом немного, посудите сами, вот вы выбираете поезд, на котором вы хотите поехать, например из Шанхая в Пекин, скорее всего вы будете ориентироваться по цене и времени в пути, а не по букве в названии поезда.

Поезд Z1 Пекин - Харбин

Так же название поезда может ввести в заблуждение, например, можно подумать, что поезд Z1 “Пекин-Харбин” какой-то очень крутой, судя по индексу, а на самом деле вполне заурядный такой поезд. Но если вы хотите проехаться на действительно крутом и быстром поезде, то ищите поезда с буквой G, они, к примеру, проходят расстояние в 1300 км от Пекина до Шанхая всего за 5 часов.

Soft seat может выглядеть так

Так как поезда типа G очень быстрые, то в них бывают только сидячие места различных классов, а вот поезда других типов значительно медленнее и идут преимущественно ночью, поэтому с местами тут интереснее. Итак, типы мест в китайских поездах:

  • Hard seat (硬座) — жесткие (на самом деле нет) кресла
  • Soft seat (软座) — мягкие кресла
  • Hard sleeper (硬卧) — плацкарт
  • Soft sleeper (软卧) — купе

Мягкие и жесткие кресла можно воспринимать просто как кресла в первом и втором классах, мягкие будут чуть удобнее и чуть больше. Но и тут бывают варианты, когда мы ехали из Шанхая в Пекин, то купили билеты на ночной поезд с местами soft seat. Неладное мы почувствовали, когда увидели наш поезд на перроне. Это был скоростной поезд а-ля “Сапсан”, но более квадратный в сечении и с купейными вагонами, честно, я таких раньше не видел.

Скоростной поезд с купейными вагонами

Мы пошли искать наш вагон с сидячими местами и… не нашли его, думали уже, что перепутали поезд или вагон или ещё чего. А оказалось, что часть купейных вагонов в этом поезде представляют собой, что-то типа общих вагонов у нас. И ехать в одном купе должно шесть человек, но все оказалось не так страшно как могло бы быть. Кроме нас в купе оказалось трое молодых людей и девушка, двое парней сразу залезли на верхние полки, мы разместились на одной из нижних, а девушка ночью вообще куда-то пропала, предварительно испортив воздух в купе. Полки были довольно широкие и удобные и мы даже неплохо выспались. Кстати, это был поезд под литерой D.

Много народа в купе? Сиди в коридорчике

Теперь о китайском плацкарте, тут тоже все небезынтересно. Самое главное отличие от нашего в том, что в нем нет боковых полок, вместо этого их сделано по три, друг над другом, т.е. в каждом отсеке (или как это правильно назвать?) по шесть полок.

Китайский плацкарт

Плюс к этому в проходе есть откидные кресла и столики. Кстати, эти столики очень важны, так как в Китае не принято всем купе сидеть на нижних полках и есть за общим столом, стол только для тех кто выкупил нижние места. Так, что если вы хотите посидеть или перекусить, то вам туда, в коридор.

Наши соседи со средних полок

Мы всегда брали самые верхние полки, во-первых, дешевле, во-вторых, находишься вдалеке от всей суеты и никто через тебя не лазит, жалко только окна нет. Кстати, полки обозначаются вот так:

  • 下 – нижняя
  • 中 – средняя
  • 上 – верхняя

Важно запомнить эти символы, так как места в китайских поездах нумеруются несколько иначе чем в наших. Например, 3下 – это нижняя полка в третьем ряду, а 7中 – это средняя в седьмом и так далее.

Наши места

Теперь о наболевшем, удивительно, но туалеты в китайских поездах довольно чистые и неприятных запахов почти нет. Естественно почти всегда они представляют собой, так любимую всеми китайцами, систему “дырка в полу”. Кстати, эти “унитазы” работают по самолетному типу, так что можно пользоваться и на остановках.

Типичный туалет китайского поезда

С поездами вроде разобрались, осталось понять как купить на них билет. Мы действовали следующим образом, сначала шли на сайт типа этого и смотрели наличие поездов на нужное нам направление, поездов много мест тоже, проблемы могут возникнуть только на праздники. Далее выписывали все параметры билета иероглифами на бумажку (иногда несколько вариантов) и шли на вокзал в кассу.

Автоматы по продаже билетов вам не помогут - нужен китайский ID

Прописывать нужно все очень четко и разборчиво, лучше изобразить на бумажке некое подобие самого билета. Когда мы действовали подобным образом всё проходило гладко, а вот когда мы с наскока пытались купить билет из Чунцина в Сиань, то ничего не вышло. Нам смогли предложить только билет без места – No seat (无座). Нам показалось, что это довольно извращенный способ самоубийства, поэтому мы решили отказаться. Итак вы купили билет, как понять что на нем написано?

Китайские ЖД билеты

Как видите, они могут быть красными и синими, это абсолютно ничего не значит, видимо зависит от бумаги в печатной машине. На билетах обязательно есть номер паспорта и имя и фамилия (2), но иногда вместо имени нам писали просто RUS и всё (1) – это нормально. Верхний билет в тот самый поезд с общим вагоном, под цифрой (3) указан вагон – 11 и место – 23B. Нижний билет в плацкартный вагон, тут обозначение немного другое (4), вагон шестой, четвертый ряд полок, 上 – верхняя полка. И обратите внимание на станции отбытия и прибытия (5), тут у названия города может быть приписка – это указание на конкретный вокзал, тут Nan (南) – значит южный вокзал. Вообще в крупных городах вокзалов несколько, вот какие они бывают:

  • 北 (bei) — северный
  • 南 (nan) — южный
  • 东 (dong) — восточный
  • 西 (xi) — западный

Если ничего не указано, значит вокзал центральный или единственный в городе. В принципе, этих знаний уже должно хватить, что бы путешествовать по Китаю на ЖД транспорте без лишней нервотрепки. Если же остались какие-то вопросы или я о чем-то забыл рассказать, спрашивайте, мы с удовольствием ответим.