Тем кто интересуется общественным транспортом, его развитием и историей, наверняка знаком такой термин как BRT. И, скорее всего, этот термин прочно ассоциируется с Южной Америкой. Тем необычнее было обнаружить такой вид общественного транспорта в китайском городе Ченду. Естественно, после обнаружения он тут же был нами опробован.

Линия BRT в Ченду

Для начала, что же это за зверь такой BRT? В русском языке нет устоявшегося названия данного вида транспорта, поэтому используется английская аббревиатура, которая расшифровывается как Bus Rapid Transit или скоростной автобусный транспорт. Так же может встретить название Метробус, так как схема организации движения очень напоминает знакомый всем метрополитен.

Куритиба, Бразилия. Фотография Mario Roberto Duran Ortiz Mariordo

Подобные системы пользуются большой популярностью в Южной Америке, так как позволяют относительно недорого, создать систему общественного транспорта с большой пропускной способностью. Одной из первых подобных систем считается Rede Integrada de Transporte в бразильской Куритибе, работающая там с 1980-х годов. Так же довольно известна система BRT в колумбийской Боготе. Подобный общественный транспорт очень распространен по всей Южной Америке, но есть так же и в США, например, в Бостоне. Отличительной особенностью бостонской системы является то, что вместо автобусов там используются троллейбусы. Итак, давайте на примере Ченду посмотрим, что же из себя представляет метробус.

На станцию метробуса обычно не спускаются, а поднимаются

Вход на станцию скоростного автобуса был нами обнаружен совершенно случайно около ЖД вокзала. Прямых переходов между системами метрополитена и метробуса не предусмотрено, что, на мой взгляд, большое упущение. Итак, подымаемся на автомобильную эстакаду и видим привычные для метро вещи, например, автомат по продаже жетонов.

Автомат по продаже жетонов

Да, в данной системе используются пластиковые жетоны, а не привычные карточки как в метро. Причем проезд стоит 2 CNY, вне зависимости от расстояния.

Жетоны BRT

Автомат принимает только монеты, поэтому предусмотрена ещё и обычная касса с живым человеком, где можно разменять деньги или просто купить жетоны. Обратите внимание, что жетон не опускается в прорезь при проходе через турникет, а прикладывается на манер пластиковой карты в метро. А кидать жетон в турникет нужно уже при выходе. Зачем так сделано – не ясно, ведь стоимость проезда не зависит от расстояния.

Турникеты при входе на станцию BRT

Ещё одна особенность системы скоростного автобуса Ченду в том, что состоит она всего из одной ветки, и то кольцевой. Проходит она по автомобильной магистрали на подобие московского ТТК. Эта ветка почему-то обозначается литерой К, если вы хотите ехать по часовой стрелке то вам нужна станция с обозначением К1 (как на фото выше), если против то К2. Выбрать нужно заранее, если вы прошли через турникеты на платформу, то поехать в обратную сторону уже не получится.

Погрузка пассажиров в автобус

Сама платформа представляет собой довольно открытую площадку с навесом от дождя и автоматическими дверьми отделяющими людей от оживленной автострады. Двери точно такие же как и в метро, о них я писал, когда рассказывал о куньминском метрополитене. Несмотря на то, что автобус ни разу не поезд, водитель довольно точно останавливает его в нужном месте, поэтому проблем с посадкой-высадкой не возникает. Естественно, уровень пола автобуса и платформы в точности совпадает.

Салон автобуса

Автобусы в Ченду используются самые обычные, с одной гармошкой, никаких длиннющих монстров с двумя гармошками как в Южной Америке тут нет, а жаль. Единственное отличие от привычных автобусов в том, что двери сделаны по обе стороны, для посадки людей с платформ расположенных по центру дороги. Вопреки названию Bus Rapid Transit никаким Rapid’ом тут и не пахнет, замер по GPS показал, что наш автобус ни разу не ехал быстрее 40 км/ч.

Подъезжаем к остановке

Естественно, автобусы двигаются по выделенной полосе. Только находится она не у края дороги как принято, например, в России, а в центре. Несмотря на то, что китайские водители игнорируют ПДД от слова совсем, на полосу для автобусов никто не заезжает, видимо драконовские штрафы и системы видеофиксации сделали свое дело.

Автобусы двигаются по выделенной полосе

Если представить кольцевой маршрут Метробуса в Ченду как циферблат часов, то северный ЖД вокзал окажется как раз на 12-ти часах, мы двигались по маршруту К1 по часовой стрелке и в районе трех часов автобус неожиданно свернул с маршрута и увез нас в автобусный парк, где и высадил.

Остановка в автобусном парке

Как оказалось, в этом нет ничего страшного, вы просто проходите дальше по платформе и садитесь в точно такой же автобус и едите дальше, тут главное не перепутать номер, а сесть в нужный вам. Например, если вы двигались по часовой стрелке на К1, то что бы поехать дальше нужно садиться в такой же, иначе К2 повезет вас в обратную сторону. Понятно, что это совет из разряда Капитана Очевидности, но всё же.

Автобусный парк

Потом, кстати, мы выяснили, что бывают ещё автобусы K1A и К2А, их отличие от обычных заключается как раз в том, что они не заезжают в парк во время своего движение по маршруту, но ходят они только с семи утра до семи вечера. Так что при возможности лучше пользоваться ими. Обычные же К1 и К2 ходят с 6:00 и до 23:00.

Расписание на одной из станций

На Метробусе мы доехали до южного вокзала, который находится на “шести часах”, что заняло у нас, примерно, 45 минут. На метро, конечно, добраться туда было бы гораздо быстрее, но чуть дороже. Вообще если вы не фанаты городского общественного транспорта, то вряд ли воспользуетесь этим видом транспорта в Ченду. Тем не менее на нем удобно добираться до объектов расположенных непосредственно на кольцевой автодороге.