Наш путь в Китай начался еще в Таиланде, когда в Чиангмае мы пошли за китайской визой, но не получили её. «Арфы нет сгодится бубен», как говорил небезызвестный персонаж фильма «В бой идут одни старики», не получается в Китай – поедем в Лаос.

Китайская виза
Но если учесть, что идея посетить Китай у нас зародилась в Таиланде, то всё наше путешествие по Лаосу можно рассматривать как путь в Китай ☺.
Весь маршрут можно разбить на несколько участков:

Итак, последняя наша остановка в Лаосе – город Удомсай, откуда мы и отправились в Китай, предварительно сделав визу в Китай в Луангпрабанге.

Автобус в Китай

Билеты на автобус можно купить непосредственно в день отправления на старом автовокзале . До границы с Китаем (город Ботен) и до некоторых Китайских городов не далеко от границы ходит один и тот же автобус.
Автобус отходит от автовокзала в 8:00 утра, но прийти лучше заранее, так как надо купить билет и занять место поудобнее. Не удивляйтесь, если вместе с вами в автобусе повезут пару десятков мешков перца, чеснока или еще чего-нибудь.

Автобус с перчиком

Пассажирам, соответственно, предлагается занимать места где-то между мешками. Стоимость билета до пограничного китайского города составляет 50 000 LAK. Дальше – естественно, дороже.
Водитель был китаец и по-английски не знал ни слова, хорошо, что мы заранее подготовились и выписали названия некоторых городов на китайском. Сам автобус, прямо скажем, не супер удобный, поэтому, для начала, мы решили ехать на нём только до границы, а там разбираться на месте.

Остановка в пути

Кроме того, мы несколько побаивались, что нас просто забудут на границе. Да, да, так бывает и мы сами были раз свидетелями того, как не смотря на наличие чьих-то вещей в автобусе, водитель просто брал и уезжал. И это еще хорошо, что забытыми пассажирами были местные, которые как-то могли объясниться на станции, найти телефон водителя и догнать его на чьем-то мотобайке. Учитывая незнание лаосского языка, не уверена, что мы бы смогли с помощью пантомимы объяснить постигшую нас оказию ☺.

Дорога до китайской границы

Дорога – шикарная, это самая лучшая дорога, которую мы встречали на территории Лаоса, но горный серпантин никто не отменял. Автобус был загружен мешками с продуктами не только внутри, но и снаружи. И на одном из крутых поворотов мешок на крыше не удержался и улетел. На сбор перца и перекомпоновку багажа ушло примерно полчаса. На сколько мы поняли, это стандартная ситуация, так что заранее спланировать сколько точно займет дорога невозможно, но примерно 4-5 часов.

Сбор урожая перца

Китайско-лаосская граница нас просто поразила: огромная золотая ступа – всё по восточному дорого-богато ☺. Контроль проходится довольно легко и быстро. Все просто без каких-нибудь проблем и эксцессов. Впечатлила карточка, которая заполняется по прибытию – самая удобная из всех, которые нам довелось видеть и заполнять, а их, поверьте, было не мало. В ней обязательно нужно указать первый отель, в котором вы планируете остановиться, иначе может быть допрос с пристрастием от офицера на границе.

Граница - лаосский вариант

Перед границей (или сразу после её прохождения, но там может не остаться времени) очень важно поменять деньги – это фактически ваш последний шанс избавиться от валюты, отличной от USD или CNY. Если вы заранее не обеспокоитесь этим вопросом, можно остаться с лаосскими кипами или тайскими батами до следующего визита в Лаос или Таиланд (ну или, возможно, удастся поменять в России, но не уверена). Мы этот момент “прохлопали” и потом по достаточно плохому курсу меняли у “менял” возле Bank of China в Куньмине, так как ни один китайский банк нам с этим вопросом помочь не смог.

Граница - китайский вариант

Пройдя границу мы с горем пополам объяснили водителю, что хотели бы поехать дальше до города Менгла. Что удивительно, за этот отрезок пути он с нас денег не взял: он не спросил, а мы как-то не предложили.

Китайский пропускной пункт - внутри прямо аэропорт

Ну, собственно говоря, вот мы уже и в Китае – ничего сложного. Но в Менгле мы не планировали задерживаться на долго – это была лишь «точка отсчета» для дальнейшего пути, наша первая цель в Китае город Куньмин. А для этого нужно купить билеты, а еще было бы не плохо покушать и сходить в туалет.
Вот тут-то мы первый раз поняли как опростоволосились не поменяв деньги. В Мангле совершить обменные операции можно ТОЛЬКО В ОДНОМ БАНКЕ. Мы обошли весь город, банков 10, наверное, и все нас посылали куда-то в другое место. В конечном итоге, с помощью переводчика в телефоне, пантомимы и демонстрации банкнот и фотографий с картинками Exchange, нас таки отправили в то самое нужное отделение нужного банка . Находится оно близко к автовокзалу (эх, если бы мы заранее об этом знали, не пришлось бы пройти голодными весь город на сквозь с рюкзаками за плечами). Поменять здесь можно только USD. Курс, вроде как, не плохой, но в любом случае выбирать не приходилось. Еще один нюанс, в Китае во многих банках (почти во всех), да и в прочих заведениях тоже, есть нечто вроде тихого часа. Т.е. перерыв на обед у них не один час, как в России, а три, обычно в диапазоне с 11:30 – 12:30 до 14:30 – 15:30.

Кассы на автовокзале

Квест с обменом денег пройден, переходим к следующему – купить билет на автобус до Куньмина. На автовокзале надписи на английском отсутствуют от слова совсем, сотрудники так же упорно с тобой общаются по-китайски и, судя по всему, ни о каком английском не слышали. Мы примерно предполагали подобную ситуацию, поэтому заранее выписали название первых городов на нашем пути китайскими иероглифами – это нас и спасло. В таблице расписания и цен, мы нашли знакомые символы, которые сообщали, что автобусы до Куньмина отходят в 9:00, 18:00, 19:00, 19:30, 20:00, 20:30, цена составляет 252 CNY (1 юань равен примерно 10 рублям), а расстояние 632 км.

Заветный билет

Написав на листе нужное направление, цифру 2, иероглиф билета и желаемое время, а так же дополнив изображенные символы пантомимой, мы получили заветные билеты и через 16 часов в Sleeping Bus оказались на Южном автовокзале (вернее назвать “транспортном узле”), откуда на метро добрались до центра города.

Южный автовокзал Куньмина

Пара слов о том, что из себя представляет Sleeping Bus. Снаружи это стандартный автобус, а внутри вместо привычных нам сидений в три ряда и в двух уровнях расположены не то нары, не то полки плацкартного вагона. Каждое койко-место своими размерами рассчитано на габариты китайца, т.е. если вы выше и толще среднестатистического китайца уместиться будет почти невозможно. Я при своих 165 см роста разместилась вполне комфорта, а у Сергея при его 171 см упирались ноги и голова, а по плечам он лёг очень плотно как в гробик.

Sleeping Bus внутри

Туалета в автобусе нет, поэтому периодически организовываются зеленые остановки, которые китайцы в основном используют не для того чтобы справить нужду, а для того чтобы покурить (хотя может быть это их нужда). Так же по вагону автобусу расставлены мусорные корзины, но их основное назначение не сколько иное – китайцы в него мммм, как бы помягче выразиться, харкают – вот такая вот национальная черта. На всё время пути водитель один и, естественно, он может захотеть спать. Когда это случается, он просто останавливается и спит 1-4 часа, в зависимости от того как ему спится ☺

Зона отдыха в пути - по китайски с размахом

Вот такой долгий, но интересный путь в Китай у нас получился.