Пекин стал нашим последним туристическим объектом. 2 месяца в Китае оказались для нас несколько более сложными, чем мы предполагали. Небольшие неприятности, сложности с нормами гигиены и огромные толпы людей несколько вывели нас из колеи и упрочило в наших сердцах желание посетить Родину. Соскучились, чего уж там!

Самый простой и быстрый способ выбраться из Китая

Конечно, самым простым решением было бы купить билет на самолет Пекин-Москва, тем более, что здесь всегда можно найти достойные предложения, да еще и подзаработать на партнерке. Но мы не ищем легких путей. Дело в том, что после более чем годичного путешествия по городам и весям Юго-Восточной Азии мы совершенно не были уверенны, что нам не устроят допрос с пристрастием в аэропорту наши доблестные стражи границы. Кроме того, в начале нашего трипа по Китаю, у меня была шальная идея проехать всю Россию с востока на запад, посетить Байкал, Казань, Екатеринбург и другие знаковые города нашей необъятной страны.

За два месяца жить по отелям уже надоело

Но за 2 месяца мы подустали от жизни в отелях. В добавок ко всему, за 1000 – 2000 тыс. рублей в Китае можно жить в очень хорошем номере в центре города, а в России – в халупе на окраине, и то не всегда найдешь предложения в таком ценовом диапазоне. Тем временем, китайские достопримечательности порядком опустошили наш бюджет, поэтому на более дорогие предложения мы в тот момент не рассчитывали. Поэтому решили ограничиться только Владивостоком, а оттуда уже рвануть в Москву, благо у Аэрофлота периодически наблюдаются проявления невиданной щедрости, главное знать, где искать. Но из Пекина во Владивосток, нужно еще как-то добраться, так что поехали.

Центральный вокзал Пекина

Первая остановка на нашем пути из Пекина домой – это Харбин. Доехали мы сюда без проблем на поезде. Конечно, размеры центрального пекинского вокзала , с которого отправляются поезда на Харбин, поражают. Куча выходов, платформ – не долго и заблудиться. Особенно, если учитывать тот факт, что информация как всегда не продублирована на английском, а номер выхода могут изменить в последний момент. Единственное решение – внимательно следить за табло отправлений, и если вдруг с него исчез ваш поезд – идти выяснять, куда он делся.

Китайские крестьяне на центральном вокзале Пекина

Кроме того, этот вокзал это какая-то этнографическая выставка населения Китая. Здесь можно встретить как миллионера, приехавшего на ламборджини, так и крестьянина в соломенной шляпе, который еще вчера сажал рис, а сегодня приехал полюбоваться на Великую Китайскую стену. Кстати, важно помнить, что в Китае поезда могут уйти чуть раньше положенного времени, и если вы не окажетесь в нем заранее, что он отправится в путь без вас, а вы лишь «поцелуете» закрытую дверь выхода на перрон и помашете ему вслед ручкой.

Наш поезд до Харбина

Проезд до Харбина стоит 240 CNY. Сидячий вагон, не очень новый поезд, но всё более чем прилично (или мы уже привыкли). Билеты рекомендуем покупать заранее, так как направление очень популярное и есть риск остаться без билетов, как это случилось с нами в Чунцине.

Харбин

Харбин нам представлялся таким почти русским городом, особенно учитывая тот факт, что он изначально был основан русскими, в котором многие, если не все, говорят на родном нам языке. Но все вышло совсем не так. Надписей на русском или псевдо-русском много, но понимания местному населению это не добавляет.
Хотя город, безусловно, очень русский, точнее советский, особенно в плане застройки – пятиэтажные “хрущевки”, развешенное на веревках белье, ресторан армянской кухни. Магазины здесь представляют какую-то смесь совковых магазинов и продуктового рынка. Аллеи засажены тополями. Вполне себе провинциальный городок в российской глубинке, от посещения которого складывается ощущение, что ты попал или в Советский Союз или, как минимум, в 90-е.

Харбин. Привокзальная площадь

ЖД вокзал в Харбине – это какой-то треш: везде бегают «помогалы», никакой информации нет, все кричат, галдят – ужас! Но два месяца в Китае существенно «прокачали» нашу устойчивость к подобным ситуациям и мы рискнули решать проблему не отходя от кассы. А проблема была в следующем – как из Харбина добраться до Владивостока. Интернет предлагал множество вариантов как доехать из Владивостока в Харбин (действительно, чего ж тут сложного, учитывая что во Владивостоке нет проблем с пониманием), а вот с обратным вариантом была заминка. Итак, мы нашли несколько вариантов и по каждому из них изучили текущее состояние дел.

Вариант №1 – на самолете
Да, из Пекина на Самолете мы не полетели, но кто мешает нам полететь из Харбина. Цена билета около 10 тыс. руб. на одного с одной пересадкой в Хабаровске. Хотя есть и более экстремальные варианты – с 3-мя пересадками: Пекин, Москва, Хабаровск – для настоящих любителей самолетов.

Вариант № 2 – на поезде
На просторах интернета мы отыскали информацию, что якобы существует некий загадочный поезд под номером 23, который идет прямо до Владивостока, и отправляется два раза в неделю (по средам и субботам). Если быть точнее, то к поезду, следующему по маршруту Харбин – Суйфэнхэ, прицепляют дополнительные вагоны, которые каким-то чудом должны доехать до Владивостока. Загвоздка в том, что купить билеты на него в кассе железнодорожного вокзала нельзя – кассиры не знают о существовании этого волшебного поезда. За билетами якобы следует отправляться на 7-й этаж гостиницы, которая расположена напротив железнодорожного вокзала и там в туристической фирме пытаться объяснить что вам нужно. Мы последовали этим инструкциям, но то ли нам в Китае так не везет, то ли обстоятельства изменились: но турфирмы, которая бы торговала билетами на поезд до Владивостока, мы не обнаружили и ушли не солоно хлебавши.

Поезд Харбин-Суйфэнхэ

Вариант №3 – на автобусе
Напротив железнодорожного вокзала так же расположен автобусный вокзал, где можно купить билеты на прямой автобус до Владивостока. Цена билета 750 CNY, что несколько выше того, на что мы рассчитывали. Каждый день отправляется один автобус, поэтому билеты лучше покупать заранее. Время отправления – 7.00 – 8.00 утра плюс-минус время загрузки. Время в пути 14 часов, т.е во Владивосток вы прибудете около 22.00. Нас такой вариант не сильно устраивал по причине позднего приезда, а так же цены – поэтому мы пошли искать дальше.

Вариант №4 – с пересадками
Кто ищет – тот всегда найдет. Сначала мы поехали на ночном поезде по маршруту Харбин – Суйфэнхэ, цена за верхнюю полку в плацкарте – 135 CNY. Поездов по этому направлению много, мы выбрали вечерний – в поезде хорошо спится.

В поезде Харбин-Суйфэнхэ

В Суйфэнхэ мы прибыли около 5 часов утра. В это время еще все закрыто, общественный транспорт (если он есть) не ходит, поэтому единственный вариант – такси. Таксисту нужно показать пару иероглифов, если вам не повезет так же как и нам и он не будет понимать ни на каком, кроме китайского: вокзал, билет, Владивосток. По идее, этого должно быть достаточно, что бы он повез вас на автовокзал , откуда отправляются автобусы до России. Но не в нашем случае – говорить по-китайски он говорил, а вот с чтением иероглифов у него было не очень. Но наш сердобольный таксист, для того чтобы понять куда нам надо ехать, вызвонил в 5 утра какого-то своего приятеля, который знал что-то по-русски, и который помог нам объяснить, куда нам надо. Цена проезда 10 CNY, наверно, можно торговаться – но мы не стали.

ЖД вокзал Суйфэнхэ

Касса на автовокзале работает с 6 утра, точнее должна работать, а первый рейс в сторону России уходит в 6:40. По факту, касса открылась в 6:30, а автобус отправился почти в 7:00. Прямой автобус из Суйфэнхэ до Владивостока отходит в 10.00 утра, организатор Примавтотранс (или что-то типа того), но на него нужно как-то заранее записываться, так как основной его контингент – это организованные группы, и не факт, что вам будут места. Поэтому мы решили продолжить свой путь с пересадками и поехать до пограничного города с незамысловатым названием «Пограничный» на первом же автобусе.

Международный автовокзал Суйфэнхэ

Тут нужно понимать, что ехать вы будете вместе с челноками. Да, да, с теми самыми. Помните знаменитые клетчатые баулы?! Так вот, сейчас с такими никто не ездит! У всех модные сумки, чемоданы – все по-взрослому, а вы как думали. Но вернемся к челнокам. Так как автобусная перевозка ориентирована на них, то весь багажник и большая часть салона будет завалена их тюками. Бесплатная норма провоза багажа – 15 кг, все что сверх придется оплачивать отдельно, ручная кладь не считается. Так как у нас были только рюкзаки, которые на багаж никак не тянули, нас быстро взяли в оборот – купили нам билеты (за наши деньги, естественно), проводили до автобуса и всячески опекали, а мы им взамен, сами того по-началу не ведая, помогли сэкономить деньги на провозе 30-ти кг сверхнормативного багажа.

Весовой контроль

Сама поездка до города Пограничный достойна отдельного описания. Сначала происходит загрузка багажа, который занимает все свободное от людей место в салоне. Доезжаете до китайской границы и… начинается разгрузка багажа, так как его нужно задекларировать, просканировать и провести еще какие-то другие неведомые мне манипуляции. После прохождения китайской границы, багаж снова грузят в автобус и едут до Российской границы, где его снова выгружают, а после прохождения загружают, проезжают 500 метров до автостоянки и снова разгружают. Но так как на автостоянке выходят не все, то часть из челноков выгружала товар, только для того, чтобы остальные могли добраться до своего, а после начали снова его загружать…

Очередная погрузка автобуса

Напоминает старую советскую сценку, в которой судили мужика за то, что он убил бабушку в автобусе:

– Подсудимый, за что Вы убили женщину?
– Еду я в автобусе, подходит кондуктор к женщине, с требованием купить билет. Женщина открыла сумочку, достала кошелочку, закрыла сумочку, открыла кошелочку, достала кошелек, закрыла кошелочку, открыла сумочку, положила туда кошелочку, закрыла сумочку, открыла кошелек, достала деньги, открыла сумочку, достала кошелочку, закрыла сумочку, открыла кошелочку, положила туда кошелек, закрыла кошелочку, открыла сумочку, положила туда кошелочку, закрыла сумочку.
– И что?
– Контролер ей дал билет. Женщина открыла сумочку, достала кошелочку, закрыла сумочку, открыла кошелочку, достала кошелек, закрыла кошелочку, открыла сумочку, положила туда кошелочку, закрыла сумочку, открыла кошелек положила туда билет, закрыла кошелек, открыла сумочку, достала кошелочку, закрыла сумочку, открыла кошелочку, положила туда кошелек, закрыла кошелочку, открыла сумочку, положила туда кошелочку, закрыла сумочку. «Возьмите сдачу», раздался голос контролера. Женщина… открыла сумочку…
– Да убить ее за это мало, – не выдерживает прокурор.
– Так я это и сделал!

Адская работа у челноков, скажу я вам. Столько раз тягать эти баулы, не дать впихнут вперед себя чужое, ничего не потерять, со всеми договориться – жесть. А как они виртуозно ругаются по-китайски – просто песня!

Китайская граница

На всю жизнь, наверно, запомню как мы проходили русскую границу. Перед нами дама с баулами, за нами тоже, а мы такие стоим с двумя рюкзачками. Пограничник недоверчиво осмотрел наш багаж и начал изучать паспорт. Долго искал он последний штамп о выезде, очень долго. Потом не выдержал и попросил помочь. Как же он был удивлен, когда штамп был проставлен больше года назад, а до этого этим же днём мы влетели из ОАЭ. Он очень вежливо поинтересовался чем же мы занимались так долго вдали от Родины, на что мы ответили – путешествовали. после этого нас минут десять он вместе со всей очередью пытал на тему того, где мы были, что видели и как нам это понравилось. Такой теплой встречи на границе мы никак не ожидали.

наш транспорт до Уссурийска

Дальше все пошло совсем легко. В Пограничном нас высадили на автобусной станции , где нас перехватили частники и за 300 рублей с человека довезли до Уссурийска, откуда за тот же прайс нас довезли до Владивостока. По времени это заняло часа 2, плюс 1,5 часа ожидания в Пограничном пока наберется автобус.

Здание аэропорта во Владивостоке

Во Владивостоке мы провели неделю и безнадежно влюбились в этот город. Невероятная природа, архитектура, а какие красивые люди (после 1,5 лет отсутствия в России это особенно бросается в глаза) и вкусная еда – сказка! Надеюсь, мы еще вернемся сюда, говорят здесь в августе-сентябре – бархатный сезон. Ну а нас самолет унес по направлению к Москве, навстречу новым встречам и впечатлениям ведь новое – зачастую, это хорошо забытое старое.