Я наконец-то решилась пройти 4-х дневный курс випассаны при буддистском монастыре Ват Пра Тхат Дой Сутеп (Wat Phrathat Doi Suthep).

Я не буду рассказывать про мои личные ощущения в процессе медитации, так как это очень индивидуально, но я с удовольствием поделюсь своими впечатлениями от курса.
Прежде всего, пара слов о том, что такое випассана. Випассана, в переводе с древнеиндийского языка пали, означает видеть реальность такой, какая она есть. Випассана является одной из самых древних техник медитации. Она возникла в Индии более 2500 лет назад как универсальное средство от всех несчастий, как искусство жить.
Сразу оговорюсь,чтобы избежать недопонимания. Во время ретрита фотографировать запрещено, фото взяты с официального сайта медитационного центра.

Ват Пра Тхат Дой Сутеп Ват Пра Тхат Дой Сутеп

Первый день (21 августа).
Начался мой путь к ниббане с маленького приключения: почти на самом подъезде к монастырю в нашем байке закончился бензин. Это хороший знак, всегда должно быть место маленькой коллизии, дабы избежать больших.
В монастыре нам продемонстрировали азы медитации стоя и сидя и отправили до вечера обживаться и практиковать в комнаты.
Комнаты очень аскетичные: кровать и подушка для медитации. Постельное белье давно прожило свои лучшие годы, но нужно усмирять свое тело, дабы возвысить дух.

комната

Еда нам сегодня не положена, вообще на всем курсе последний прием пищи в 11 часов утра (всего их два), после полудня есть не полагается. Учитывая, что сегодня я только завтракала, к вечеру есть хотелось безумно, но меня спас припасенный заранее кефир – да это нарушение правил, но в первый день поблажка допускается, да и совсем не хочется обострить гастрит.
В 4 часа проводится обряд посвящения. На церемонии посвящения поются мантры, написанные в английской транслитерации, так что даже если ты знаешь тайский, понять о чем идёт речь невозможно. После песнопений монах очень живенько с шутками и прибаутками рассуждает о смысле медитации, о том что это тренинг для мозга и он также необходим как ежедневная зарядка, чистка зубов и душ. Рассказывает о смысле распевания мантр, но не о том о чем в них говорится, а о том что это тренировка легких, связок, сердца и мозга (так как ты концентрируешься на этом).
В 6 всех ждет еще один час мантропения – чантинг. Во время чантинга идет прославление Будды и его учения, пожелание счастья, здоровья, удачи и просветления всем живым существам, монотонные тексты перемежаются с ритмичными и все это под музыкальное сопровождение, похожее на звук сирены, предупреждающей о начале воздушной атаки.

чантинг

После чантинга медитаторы получают наставление монаха, в этот раз он говорил о том что человек без осознанности не человек, а обезьянка, и что наиболее явно это проявляется в критических ситуациях.
Далее все расходятся на вечернюю медитацию, кто в общий зал, а кто в свою комнату. Я выбираю комнату, так как на улице уже стемнело, похолодало и начал накрапывать дождь.
У меня задание медитировать циклами по 15 минут в ходьбе и сидя. Медитация в ходьбе дается проще, высидеть 15 минут почти нереально, спина ноет, ноги затекают и происходит еще куча всего, что так или иначе тебя отвлекает. Но, я верю, что все приходит с опытом.

медитация в ходьбе медитация в ходьбе

Перед сном еще одна практика медитации, на сей раз лежа – плавно переходящая в сон.
Это был сложный и насыщенный день, но завтра меня ждет подъем в 5 утра и еще один день, который я буду максимально стремиться прожить в осознанности.

Второй день (22 августа).
Проснуться в 5 утра оказалось не так уж и сложно, гораздо сложнее вытащить себя из более или менее (скорее менее) теплой комнаты на улицу. В горах ночью очень холодно, до такой степени, что на стеклах появляется изморозь. А окна в комнатах – это классические тайские стеклянные жалюзи, днем может и обеспечивают прохладу, но тепла точно не добавляют.
В 5.30 в главном зале проводится Дхамма талк – разговор о буддистком учении, медитации и поисках смысла. Естественно, все в иносказательном ключе. Сегодня разговор был о кино, о том что люди так увлекаются им, что перестают различать свою жизнь и жизнь героев, начинают судить актеров, по сути, неизвестных им людей, за поступки героев фильмов, сопереживают им, выстраивают жизненные ценности и ориентиры исходя из модных нынче фильмов. Одним из самых трудных периодов в этом плане для наставника, как для учителя, был период повального увлечения сагой Сумерки))). На основе выдуманных историй многие создают себе выдуманных же героев – кумиров, а потом пытаются найти их в жизни и не замечают настоящего счастья, которое часто если не рядом, то близко, нужно лишь сбросить шоры.

Дхамма талк

В 7:00 завтрак. Признаюсь честно, завтрака я ждала с нетерпением: горячая овсянка и кофе, что может быть лучше. Но как я уже писала выше – хватит фантазировать. Поэтому на завтрак еле теплые макароны, тушенные с помидорами и неким подобием соевых сосисок и напиток – чай. Снова мечты: только вода (холодная) – только хард кор.

завтрак

Медитация: медитация сидя все еще сложнее, но в процессе появляется приятное тепло в руках и ногах, учитывая что здесь холодно, хотя бы ради этого хочется продолжать. Медитировала в общем зале, удобно, но много отвлекающих факторов. Пока у медитатора еще не очень высокий уровень концентрации, то лучше основное время практиковать в одиночестве. Каждый следующий цикл дается труднее, приходится делать перерывы, иначе мозг просто “плывет”.

медитация

Попробовала медитировать на улице – сложно, много посторонних шумов, при каждом шаге приходится думать как не поскользнуться (тут все движение или в горку, или под горку), какая-то животинка, похожая на белку, кидается с дерева плодами, представляющими нечто среднее между желудем и лесным орехом. Кидает метко, можно сказать, прицельно, у двух ребят от нее уже шишки. Так что это дополнительная практика внимательности ;).

территория медитационного центра

Всего 11 утра, а чувство усталости, как-будто кирпичи весь день таскала.
Обед, определенно, насыщеннее завтрака. На гарнир, как это не банально, рис; два вида горячего: сладкий картофель, тушенный с соевым чем-то, что,наверно, должно быть похоже на курицу и кари, цветная капуста, тушенная с соевым чем-то, что, наверно, должно напоминать говядину, без кари и, как следствие, очень неаппетитного цвета; на закуску салатик (именно салатик, потому что все очень мелко нашинковано, а все- это огурцы и лук, и потому что его очень мало) и нечто вроде запеченного бутерброда (что это и из чего это никто толком не понял, но в принципе было вкусно). Есть можно – наслаждаться нельзя, но это соответствует логике учения.

обед

Отчет о медитативном дне перед учителем вещь весьма странная, потому что сам ты почти ничего не говоришь, в основном он и у него стандартный рассказ для всех, с какой целью это сделано индивидуально- я не поняла, но с другой стороны сегодня был первый раз опыта у меня мало, может дальше что-то поменяется. Добавил медитацию лежа к практике, с ней есть одна проблема – во время нее вырубает, с другой стороны она дает действительно глубокое расслабление, это как раз то что нужно после медитации сидя и в ходьбе, после которых мозг “кипит”.

отчет о медитаци

За сегодняшний день у меня получилось 4 полных часа медитации, не густо, но для начала не плохо.
К вечеру начало жутко хотеться есть, вода уже не помогает.
В отличие от вчерашнего дня, сегодня чантинг прошел очень вяло, без лекций, все пели без энтузиазма и зал совсем не прогрелся за час, как-то грустно.
Появилось стойкое чувство, что я заключенный или пациент псих больницы, сразу захотелось сбежать, причем немедленно.

Третий день (23 августа).
Сегодня проснуться и вырваться из сладкого теплого плена оказалось еще сложнее. Может потому, что никак не могла ночью заснуть и промаялась почти до часу ночи.
Голова тяжелая, болит, есть ощущение надвигающейся простуды. Нереальное ощущение слабости, еле забралась в храм на утренний Дхамма талк.
Сегодня была лекция о необходимости баланса, о том что нужно уделять время тому, чтобы понять себя, свои чувства, а также был обширный разговор о том, что европейская медицина не так хороша как кажется, и многие проблемы можно решить медитацией, праноямой или китайской медициной.

медитаця

На завтрак была домашняя лапша с ростками бамбука и соевыми сосисками – не плохо, или сказывается отсутствие еды со вчерашнего утра, хотя нельзя сказать что бы я испытывала с утра чувство голода. Есть определенная легкость в теле и слабость, совершенно не хочется двигаться.
На обед рис, какие-то фиолетовые макароны из рисовой лапши, тушенное соевое мясо с овощами – аппетита нет совсем, вкуса у еды тоже, немного спасают дело острые соусы.

медитаця

Медитировать получается с трудом, удивительно, но сидячая медитация дается мне сегодня легче.
Отчет о медитации по прежнему кажется странным, это видимость индивидуальной работы, по факту в независимости от твоего самочувствия тебе день ото дня наращивают медитацию, хотя может я ошибаюсь и это только первые несколько дней так, но из того что я слышала у других медитаторов – у всех так.
Теперь круговая медитация состоит из блоков по 20 минут и несколько изменена и усложнена техника фокусировки внимания. У самых “долгожителей” продолжительность одного блока достигает 45 минут. Мне до этого далеко.

территория медитационного центра

Решила, что пришла пора сходить в душ, их два на этаже, но с горячей водой только один – что, бесспорно, мало для 6 девушек. Теперь думаю как не околеть.
По вечерам, несмотря на запрет, кто-то курит в своих комнатах, до меня долетает отчетливый запах табака и чего-то поинтереснее.
Дальше ночь становится еще веселее: из соседней комнаты доносится весьма четкое и ритмичное дыхание в два голоса, если бы не стоны, можно было бы подумать что кто-то глубоко медитирует.
Как-то это все не очень соотносится с правилами пребывания в монастыре и основными заповедями буддизма.

Четвертый день (24 августа).
Я проспала утренний Дхамма талк.
Будильник прозвонил в положенное время, я на минутку закрыла глаза, и открыла только через 1,5 часа.
Есть ощущение нереальной легкости в теле, но при этом напрочь отсутствует желание совершать какие-либо телодвижения, особенно хоть сколь-нибудь быстрые. Все становится размеренным и немного замедленным – идеальное состояние для медитации.

медитаця

Завтрак: рисовая лапша с ростками сои и соевым сыром, не плохо, но мой пустой желудок бунтует от того что в него с утра закладывают пряные, довольно острые продукты, так и до обострения гастрита не далеко. Вопрос с чаем был решен довольно просто: в некоторых местах центра есть куллеры с горячей водой – это, конечно, не чай или кофе, но лучше чем ледяная вода.
Сегодня мне предстоит церемония закрытия. На ней сначала распеваются мантры, частично из тех что поются на чантинге, а затем монах произносит напутственную речь. По большому счету, все действо очень сильно напоминает церемонию открытия.

церемония открытия/закрытия

В напутствие учитель просит нас постараться сохранить медитацию в своей жизни, постараться не зацикливаться на внешнем мире, но чаще обращать внимание на свой внутренний, искать баланс между тем что хотят от тебя и хочешь ты сам, познавать проблемы, их причину, пропуская их через себя, но не задерживая, главное – сохранить мир с собой и в себе, мир и спокойствие.
После церемония закрытия ты удаляешься в комнату для того, чтобы привести ее в порядок и собрать вещи.

напутствие

Учитель могократно нам повторял про основные заповеди, которым мы должны стараться следовать, «три драгоценности буддизма» и правила поведения в храме.
На территории храма принято воздерживаться от разговоров и разговаривать только в случае необходимости, обязательное исполнение заповедей и почитание драгоценностей буддизма.
Драгоценности буддизм- триратна: Будда, Учение – дхамма (дхарма), Монашеская община – сангха.
Заповеди: не убивать живых существ, не лгать, не красть, избегать чувственных наслаждений, не употреблять опъяняющих и одурманивающих веществ.
В какой-то момент прохождения курса у меня возникло дикое чувство одиночества, я думаю, у многих была похожая ситуация. Отсюда как раз и разговоры, и дилемма- или нарушай правила, или сходи с ума от одиночества. Но это нужно перетерпеть, осознать и принять – это не просто, но без этого нельзя двигаться дальше.
На территории храма принято воздерживаться от разговоров и разговаривать только в случае необходимости, обязательное исполнение заповедей и почитание драгоценностей буддизма.
Не смотря на запрет разговоров, многие постоянно говорят, это очень отвлекает и не дает сконцентрироваться. А как выяснилось в 3-ю ночь, не только разговаривают.
Тем не менее, за такой короткий срок я научилась лучше концентрироваться, успокаивать чувства и эмоции, правда я не готова гасить все эмоции, только отрицательные. Это положительная, но довольно сложная практика. Я постараюсь сохранить ее в своей жизни, а так же уверена, что рано или поздно еще вернусь на курс медитации, но уже в каком-нибудь другом центре.
В следующий раз одними из критериев выбора центра определенно будут наличие четких фиксированных дат курса, необходимость молчания и строгое соблюдение правил, так же я внимательнее отнесусь к погоде и одежде, дабы более не страдать от погодного дискомфорта.
И все же, это был, определенно, интересный опыт.