Мы ехали-ехали и наконец приехали в Китай в город Куньмин. В Куньмине довольно много всего интересного, а так же много, очень много, людей. По российским меркам это довольно крупный город, судите сами, здесь проживает примерно 6,5 млн. человек, но крупный ли он по меркам Китая, я не знаю. В Куньмине мы провели чуть больше недели и успели за это время составить свое мнение о нём:

Куньмин

Про деньги

Не повторяйте нашей ошибки – не везите валюту, отличную от USD. Только эти пресловутые доллары можно безнаказанно обменять в Китае, все остальное “из под полы” по плохому курсу, и если вас на этом поймают – вам может грозить депортация. А поймать вас при желании совсем не сложно, так как менялы стоят прям напротив головного офиса Bank of China . Доллары в крупных городах можно поменять почти в любом банке, а в мелких, например как Менгла, только в одном каком-нибудь строго определенном.

Все возможные варианты бумажных денег в Китае

Деньги с карты снять можно в банкоматах Bank of China. Перед поездкой нас пугали дикими комиссиями, вплоть до 5% от снимаемой суммы, но с нас дополнительно не списали ничего, скорее всего многое зависит от банка-эмитента (у нас Тинькофф). Кроме того на банкоматах часто написано, что принимают карты только платежной системы UnionPay, мы использовали MasterCard – работало. А в парке ShiLin так вообще был банкомат с русским интерфейсом, так что для нас это оказался самый удобный способ получения CNY.

Про общественный транспорт

Единственный вид общественного транспорта, чью схему маршрутов нам удалось найти – это метро. Вообще метро здесь на высшем уровне: чисто, прохладно, народа не много, очень напоминает Дубаи. Так же на станциях есть туалеты, что удивительно довольно чистые, чего сильно не хватает в Москве. Пока действуют только 3 ветки: красная, синяя и в аэропорт, но в планах строительство как минимум 6 веток.

Внутри вагона куньминского метро

Автобусных маршрутов очень много: номеров больше 200, а еще есть дополненные буквой. Карты движения найти не удалось, да и с трудом представляю как можно на одну карту нанести такое количество маршрутов. А еще у них есть какие-то книжечки с иероглифами, где написано какой автобус куда идет, но понять в этой абракадабре что-то не только мы не смогли, но и китайцы не всегда разбирают. Сложилось ощущение, что местные сами точно не знают какой автобус куда идёт и выпытывают эту информацию у торговок на остановках, те, конечно, как, наверно, бабушки всего мира, всегда в курсе всего ☺

Городской транспорт представлен в основном автобусами

Также активно используется такси, но так как водители не понимают карты, а мы не понимаем китайский – познакомиться с этим способом передвижения по Куньмину мы не смогли.

Про Интернет

Он как бы есть, но его как бы нет. Самый быстрый интернет, который нам удалось найти в Куньмине в кафе KFC, там он настолько хорош (тьфу-тьфу-тьфу, чтоб не сглазить), что можно даже разговаривать по скайпу. Единственный минус – нет розеток. Как известно, в Китае действует, так называемый «великий китайский фаерволл» – т.е. многие сайты здесь попросту забанены. Среди них, столь любимые нами продукты Google: Gmail, Google Translate, Google Maps и др., а также Facebook и ряд других соцсетей (ВКонтакте и Одноклассники работают). Ряд других сайтов (например LiveJournal) периодически могут не работать по неизвестным причинам. Со всем списком заблокированных сайтов можно ознакомиться здесь.

KFC

Решить эту проблему может подключение к VPN, но какой именно будет работать в Китае – вы узнаете только в Китае ☺. Мы опытным путем пришли к использованию сервиса Seed4.me. Работает сносно, но всё очень сильно зависит от качества самого интернет подключения, иногда скорость такая низкая, что подключение ещё и VPN убивает его напрочь. У Seed4.me есть пробный бесплатный период на 7 дней, так что можно перед оплатой его как следует испытать. Цены довольно демократичны: доступ на месяц стоит 5 USD, на 3 месяца 10 USD.

Про еду

Без знания китайского поесть в уличных кафешках Куньмина практически невозможно. Продавцы упорно говорят тебе что-то на китайском, тычут в меню, которое по сути своей является для тебя самой настоящей китайской грамотой, но по факту не делают никаких попыток тебе реально помочь. Заранее выписанные иероглифы с названием блюд тоже мало помогают – названия могут отличаться, официанты пытаются что-то уточнить, в общем как-то голодно или небюджетно ☹

Китайская лапша быстрого приготовления

Китайцы активно покупают лапшу быстрого приготовления, мы тоже попробовали. Ну что я могу по этому поводу сказать: это не идет ни в какое сравнение с российским ролтоном, дошираком или как там его еще. Эта лапша довольно вкусная, хотя может быть тому виной какие-то вкусовые добавки. Будете в Китае, не гнушайтесь попробовать – заодно составите свое мнение на сей счет.

Про язык

Перед поездкой где-то вычитала фразу: «В Китае вы никого не удивите знанием китайского, скорее удивите незнанием». Я тогда посмеялась, а сейчас понимаю, что сказанное на 146% верно. С тобой все будут пытаться говорить на китайском, только на нем и ни на каком другом. Вообще возник вопрос: в китайских школах-университетах преподаётся хоть какой-то иностранный язык?

Про туалеты

Ой, эта моя «больная мозоль», и не только моя. Начнем с того, что все они представлены вариантом «дырка в полу», даже в гостинице. Большинство публичных туалетов очень грязные и запах там стоит соответствующий, что после тайских «стерильных» туалетов вызывает глубокий внутренний диссонанс. Все общественные туалеты платные, цена разная: от 0,2 CNY до 1 CNY, сложилось ощущение, что чем «засранее» туалет, тем ниже цена (проверено на себе ☹).

Самый крутой туалет был нами обнаружен в парке ShiLin

Самые чистые туалеты представлены в капиталистических KFC (вот прям все блага цивилизации: и туалет, и интернет), а еще там есть автоматический смыв – что тоже очень важно: китайцы как-то не очень приучены за собой смывать. Точнее обратила внимание, что если они сделали свои дела, то просто встают и уходят, а смывает уже следующий перед использованием, смысл подобного похода остался для меня загадкой.

Про входные билеты

Как и в любой социалистической стране, в Китае наблюдается страсть к обелечиванию: зайти в парк – плати, в парке захотел в туалет – плати, захотел посетить музей – плати, подняться на башню музея – снова плати и так бесконечно. Комплексных билетов нет, а количество билетиков, которые могут скопиться к вечеру в вашей сумке, поражает.

Парк ShiLin стоит потраченных денег

Билеты очень и очень не дешевы, например в парк ShiLin (лес скал) цена составляет 175 CNY (примерно 1 500 RUB по текущему курсу). Но пока я ни разу не пожалела о стоимости билета, обычно она имеет прямую зависимость с «крутостью» объекта: чем выше цена – тем больше впечатлений. Так что готовьтесь к тому, что билеты будут существенной статьей расходов в вашем путешествии по Китаю.

Про мотобайки

Точнее, про е-байки – электрические байки ☺. В Куньмине весь двухколесный транспорт представлен или велосипедами или е-байками, и если с первыми всё более или менее понятно, то вторые заслуживают того, что бы им уделили внимание.

Все байки на этой фотографии электрические...

Из-за того что они электрические, то естественно их не слышно, а так как водители этих чудо повозок чихать хотели на все мыслимые и не мыслимые правила дорожного движения, то появления этого самого е-байка можно ожидать где угодно: на тротуаре, на пешеходном переходе, на встречке и так далее. Дело ухудшается с наступлением темноты, опять же из-за того, что байки электрические, то водители пытаются всячески экономить это самое электричество и не включают фары, поэтому в темноте их не только не слышно, но и не видно. Будьте аккуратны вдвойне.

... и на этой тоже

Несмотря на всё вышеперечисленное, присутствуют и положительные моменты, которые опять же вытекают из электрической сущности е-байков. Во-первых, та самая тишина, если вы были, например, в Таиланде, то представляете, какой шум создают на дорогах и перекрестках толпы мотобайков, тут же полная тишина. Во-вторых, полное отсутствие вредных выбросов, не смотря на то что тут на улицах байков чуть ли не больше чем в Таиланде, загазованность совсем не ощущается. Сразу начинаешь понимать, что в том же Чиангмае воздух сильно испорчен выбросами многочисленных мотобайков, и это при том, что в Куньмине проживает в 24 раза! больше человек.

Про людей

Людей на улицах очень-очень-очень много. Большинство молодежи ходит уткнувшись в свои телефоны или планшеты, поэтому не удивляйтесь, что на вас постоянно будут налетать. Не хотите отбить плечо – уворачивайтесь сами.

Везде где можно образуются очереди

Вообще это довольно странно, что люди, которые живут в постоянной толпе не умеют в этой самой толпе функционировать, хотя может быть они просто закрываются в своём внутреннем мирке и пытаются не реагировать на внешние раздражители. В 5 вечера, после окончания рабочего дня, по улице идти не возможно – тебя просто сносит потоком людей, а так как их движение хаотичное, разнонаправленное, то без сноровки можно ненароком потонуть в этом людском водовороте.

В центре города много туристов, естественно китайцев

Еще китайцы, особенно среднего и старшего возраста, постоянно харкают. К этому нужно быть морально готовым, меня первые несколько дней буквально выворачивало от их смачных плевков или как это правильно назвать. А еще они курят. Почти все от мала до велика. Представляете, что с вами будет, если на протяжении всей жизни курить сигареты, да еще и не самого лучшего качества? Вот, вот! Со всех сторон вас будут окружать кашляющие люди, у которых бронхи и легкие «булькают» так, что только сигарета у них в руках останавливает тебя от того что бы не побежать делать исследование на туберкулез…

Что-то из вышеперечисленного вызывает возмущение (как, например, туалет), что-то улыбку, но всё равно знать о некоторых моментах лучше заранее, как говорится, предупреждён – значит вооружен.