Продолжая тему Куала-Лумпур, решили обновить наш старый пост про скоростной общественный транспорт малайзийской столицы, три года уже прошло как никак. Поэтому встречайте обновленный и дополненный пост о центральном транспортном хабе KL-Sentral и о городском транспорте Куала-Лумпур.

Осторожно - станция открывается ☺

Начнем, пожалуй, с названия. Да, никакой ошибки тут нет, дело в том, что в Малайзии используется латиница, но все заимствованные из английского языка слова пишутся так как слышатся, например: taxi – это taksi, bus – это bas, ну а central – это sentral. Центральным этот хаб называется не с проста. Дело в том, что здесь в одной точке сходятся три линии метро (LRT), две линии пригородных поездов (KTM Komuter), монорельсовая дорога (Monorail), а так же две линии аэроэкспрессов (если по нашему) до терминалов международного аэропорта Куала-Лумпур (KLIA Transit и KLIA Ekspres), сюда же приходят и автобусы SkyBus.

KL-Sentral в 6 утра

Прибыли мы сюда в 6 утра. Первый автобус из аэропорта отправлялся в 5:10, а самолет прилетает в 4:00, так что расписание подобрано идеально. KL-Sentral состоит из двух зданий, сам вокзал (представляет из себя как-бы большой ангар) и соединенный с ним пешеходной галереей торговый центр NU-Sentral. Из всего разнообразия рельсового транспорта представленного выше, только станция монорельса располагается в торговом центре, остальные сосредоточены на самом вокзале.

Указатель на монорельс

Автобусы из аэропорта останавливаются на дороге проходящей как раз между этими двумя зданиями, под пешеходной галереей. Тут же есть кассы, где можно приобрести билеты для поездки в аэропорт.

Стоянка автобусов под зданием

В вокзальной части KL-Sentral кроме станций различного ЖД-транспорта и билетных касс, есть так же, различные магазинчики, банкоматы и отделения банков, бесплатный общественный туалет и различные фастфудные.

Макдак ☺

Решаем позавтракать. Мы вообще не фанаты Макдональдса, но вот завтраки там нам нравятся. На удивление, оказалось, что это не только вкусно, но ещё и очень бюджетно, для сравнения, чуть позже в Бангкоке, такой же набор нам обошёлся в два раза дороже, почувствуйте разницу. И ещё, если вы допили кофе, то можете бесплатно долить себе ещё – кофейники стоят на специальной стойке. Если честно, впервые встречаем такое, может мы отстали от жизни?

Идем к монорельсу

Но что-то я отвлекся, я же про транспорт хотел рассказывать. Итак, для начала схема. Тут надо заметить, что актуальную схему метро Куала-Лумпура да в хорошем разрешении найти довольно сложно, например, на официальном сайте компании RapidKL схему обнаружить не удалось (или я не умею искать). Поэтому пришлось найти хорошую, но устаревшую схему и ручками её подправить – результат трудов ниже. По клику открывается в полном разрешении – 2100×2350.

Да, всё довольно запутанно, но давайте разбираться постепенно и начнем, пожалуй, с линии монорельса, хоть она и имеет номер 8. Тем более это бы первый вид транспорта в Куала-Лумпур, который мы опробовали.

Линия монорельса – Monorail Line

Итак, линия монорельса в Куала-Лумпур имеет 11 станций и начинается, как я уже писал выше, из торгового центра NU-Sentral, так что от станций остального транспорта придется немного прогуляться. Линия монорельса проходит по центральным районам города, так что на нем можно совершить как бы обзорную экскурсию и пофоткать город с высоты эстакады.

Куала-Лумпурский монорельс

Проезд стоит от 1.30 до 4.10 ринггит (если ничего не путаю). Здесь и далее что бы получить цену в рублях просто умножайте ринггиты на 16 и будет вам счастье. Билеты мы покупали всегда в автоматах, как видно на фото ниже сначала нужно выбрать не только вид транспорта, но ещё и конкретную ветку метро на которую вы хотите купить билет (цены на проезд, кстати, тоже отличаются) и это несмотря на то, что линии метро, монорельса и скоростного автобуса принадлежат одной компании!

Интерфейс автомата по продаже билетов

На линии Monorail вам могут быть интересны следующие станции:

  • Maharajalela – буквально в 300 метрах от неё находится местный Чайнатаун – один из популярнейших районов для туристов;
  • Bukit Bintang – ещё один туристический район, известен в первую очередь бесчисленным множеством торговых центров;
  • Ruja Chulan – пройдя от этой станции по крытым галлереям порядка 700 метров, вы попадете в конференц-центр в котором располагается океанариум. Из конференц-центра так же можно выйти в Центральный парк и к Башням Петронас.

Вагон монорельса изнутри

В отличие от московского монорельса, в Куала-Лумпур вагончики этого вида транспорта развивают приличную скорость (по GPS я намерил 50 км/ч) и закладывают крутые виражи в поворотах, так что обязательно держитесь за поручни, а то можно реально улететь.

Монорельс закладывает вираж

В общем, нам понравилось – быстро, удобно, весело! А теперь переходим к линиям метро или, как называют их здесь, Light Rail Transit или сокращенно LRT:

Линии автоматического метро Kelana Jaya Line и Sungai Buloh – Kajang Line

В Куала-Лумпур есть две линии метро с полностью автоматическими поездами – №5 и совсем новая – №9, которая почему-то выделена в отдельную систему MRT, а не LRT, кто, кстати, знает почему?

Поезд на линии Kelana Jaya

Как нам подсказывает википедия, данные линии одни из самых длинных автоматических линий метро в мире! Но самое главное, что в отличие от Дубаи, вам не нужно покупать какой-нибудь “золотой” билет чтобы почувствовать себя машинистом.

Фотография по ходу движения

Просто заходите в первый или последний вагон и наслаждаетесь видами, ну и, конечно же, снимаете видео как мы:

На линии Kelana Jaya Line вам могут быть интересны следующие станции:

  • KLCC – выход с этой станции находится буквально в паре шагов от Башней Петронас;
  • Ampang Park – данная станция будет вам полезна если вы решили сделать визу в Таиланд, именно здесь располагается тайский визовый центр;
  • Pasar Seni – выйдя с этой станции вы сразу окажетесь в районе Чайнатауна. Если же пойти по крытой галлерее в другую сторону, то можно выйти к Старому железнодорожному вокзалу, Штаб-квартире малайзийских железных дорог и к Национальной мечети;
  • KL-Sentral – линия Kelana Jaya единственная из веток LRT проходящая через этот транпортный хаб.

На линии Sungai Buloh – Kajang Line вам могут быть интересны следующие станции:

  • Bukit Bintang – туристический район с огромный количеством торговых центров;
  • Pasar Seni – данная станция находится в самом сердце Чайнатауна;
  • Muzium Negara – если вы собрались посетить Национальный музей или Парк птиц, то вам сюда.

На эстакаде

Билеты, как я писал выше, покупаются в автоматах, так как стоимость проезда зависит от расстояния, не выкидывайте билет до окончания поездки, так как выход со станции осуществляется через турникеты. Тут вроде всё, теперь переходим к двум другим линиям: №3 и №4.

Линии метро Sri Petaling и Anpang Line

С этими ветками всё очень непросто, на самых старых картах они обозначены как одна линия, которая просто раздваивается на станции Chan Sow Lin, а вот на новых картах это две разных линии. Видимо изменения в движении произошли после того как линию Sri Petaling продлили на юг, где она соединилась с Kelana Jaya Line.

В отражении

Но как обстоят дела на самом деле нам проверить не удалось, как-то так получилось, что нам не нужно было пользоваться этими ветками. Кататься просто так тоже особого смысла не имеет, поезда на этих линиях ходят самые обычные – не автоматические.

Станция метро над дорогой

Так же в Интернете вы можете встретить информацию о том, что от станции Plaza Rakyat вы можете дойти до автобусной станции Пудурайя (Puduraya), благо они соединены крытым переходом. Так-то оно так, но по состоянию на лето 2016 года автобусы с этой станции больше не ходят на север Малайзии (например на остров Пинанг) или в Таиланд.

Южный автовокзал

Все рейсы перенесены на другой автовокзал – Terminal Bersepadu Selatan или Южный автобусный вокзал. Что бы попасть на этот автовокзал, вам нужно на метро ехать до станции Bandar Tasik Selatan. Вообще, всё это дело сокращенно называют BTS, если услышали что вам нужно ехать на BTS, так вот это сюда. Но вообще, проще и быстрее до этого автовокзала доехать на местном “аэроэкспрессе”:

KLIA Transit и KLIA Ekspres

В Куала-Лумпур есть два вида поездов в/из аэропорта: KLIA Transit и KLIA Ekspres. Отличаются они тем, что “экспресс” идет без остановок, а “транзит” соответственно с остановками.

KLIA Transit

Стоимость проезда из аэропорта до города вам обойдется в 55 ринггит. Перед такими ценами пасует даже московский Аэроэкспресс. Почему вы думаете мы поехали на автобусе? Вот-вот.

Стоимость проезда на KLIA Transit и KLIA Ekspres

Но как я уже писал выше, на KLIA Transit очень удобно доезжать до южного автовокзала, стоимость проезда от KL-Sentral составляет 6,5 ринггит, время в пути минут 5-7. Кстати, если покупать билеты на их сайте, то вроде как, получаешь скидку 10%, ничего по этому поводу не скажу – не проверяли.

KLIA Ekspres

Так же на “транзите” можно доехать до Путраджаи (Putrajaya). Путруджая – это новый административный центр Малайзии, где заседают премьер-министр и правительство, но имеются и всякие современные достопримечательности, например: ботанический сад, мечеть «Путра», мост «Путра» и так далее.

В вагоне KLIA Transit

Поезда у KLIA Transit и KLIA Ekspres, конечно, отличные, едут тихо и быстро, сами составы новые, в общем, от поездки получаешь эстетическое удовольствие… но 900 рублей, Карл!

Линии пригородных поездов KTM Komuter

В Куала-Лумпур имеются две линии пригородных поездов, соответственно, №1 и №2. Так же планируется ввод третьей линии до аэропорта Sultan Abdul Aziz Shah. Возможно, эту линию на данный момент уже достроили, напишите в комментариях, если знаете.

Электричка KTM Komuter встречается с поездом метро

С точки зрения туриста, интерес представляет линия под номером 2. На какие же станции стоит обратить внимание:

  • Batu Caves – из названия уже понятно, что тут находятся знаменитые пещеры Бату;
  • Pelabuhan Klang – здесь располагается город Port Klang, в котором, соответственно, находится морской порт. Отсюда, например, можно отправится на пароме на Суматру (бабочек ловить ☺);
  • Kuala Lumpur – эта станция и есть Старый железнодорожный вокзал, который я упоминал, когда писал о Kelana Jaya Line.

Поезда ходят по расписанию, но довольно часто, интервал 15-20 минут. Составы современные, выглядят хорошо, больше ничего сказать не могу. В пещеры Бату мы решили не ехать (устали мы от всех этих туристическо-религиозных достопримечательностей), поэтому на местных электричках покататься не удалось.

Станция Kuala Lumpur

Интересная особенность: в поездах KTM Komuter есть “розовые вагоны” специально для женщин, вход туда мужчинам строго запрещен.

На заднем плане видны вагоны только для женщин

Линия скоростных автобусов BRT Sunway Line

Довольно забавная линия “метро”, так как ходят по ней не поезда, а обычные автобусы, хоть и по выделенным эстакадам.

Автобус на линии BRT Sunway

Первый раз на подобном общественном транспорте мы прокатились в китайском Чэнду, хотя та линия была намного длиннее, в остальном отличий нет. Единственное в малайзийском варианте сидения в автобусах установлены как в метро, т.е. лицом к друг другу.

Автобус линии BRT Sunway внутри

Данным транспортом мы воспользовались, когда добирались до Sunway Pyramid Mall. Вообще, складывается впечатление (хотя я могу ошибаться), что данную линию и построили только ради этого торгового центра и парка развлечений Sunway Lagoon. Кстати, наш путеводитель по торговым центрам Куала-Лумпура вы можете прочитать здесь.

Станция Sunway Lagoon линии BRT

Вот такой получился обзор скоростного транспорта Куала-Лумпур и центрального транспортного хаба KL-Sentral. Если вспомню ещё что-то интересное, обязательно допишу. Вопросы, как всегда, задавайте в комментариях – постараюсь ответить.