Побывать в Китае и не посетить Великую Китайскую стену – преступление. Правда, здесь как и везде в Китае стоит проблема выбора: ехать самим или с организованным туром, но тут она еще усугубляется вопросом: куда именно ехать, на какой участок стены? Поделимся своими пробами и ошибками в этом вопросе.

The Great Wall

Как ехать?

Китай, наверно, единственная страна из всех нами посещенных, где я готова ратовать за организованные экскурсии. За 2 месяца, проведенные здесь, уже порядком поднадоело то, что ничего не получается с первого раза, а информация в путеводителях, очень часто значительно отличается от того, что есть на самом деле. Но с другой стороны, экскурсии для иностранцев на английском языке у официальных туристических агентств стоят каких-то космических денег, а при бюджетном варианте есть риск ехать в автобусе, битком набитом галдящими китайцами или посветить большую часть времени не прогулке по стене, а посещению магазинов чая и оникса.

Стоянка туристических автобусов у Стены

Кроме того, экскурсия на Великую Китайскую стену – это одна из самых популярных разводок пекинских “Остапов Бендеров”. Выглядит она следующим образом: на улице к вам липнет зазывала, который убеждает вас купить у него экскурсию на Великую Китайскую стену. Рассказывает, что он на этом месте работает со времен самого товарища Мао, его экскурсии самые лучшие и дешевые, демонстрирует фото довольных клиентов и утверждает, что к нему очередь из туристов выстраивается, но ты ему понравился и поэтому тебя он завтра с удовольствием повезет.

Купили экскурсию? Готовьтесь ходить строем.

Вещает он это весьма красноречиво и убедительно и ты уже почти согласен, тем более что добрый «гид» даже не просит с тебя всю стоимость экскурсии сразу, процентов 20-30, чтобы зарезервировать тебе место. Он «мамой клянется», что не обманет и завтра в назначенное время заберет тебя прямо из отеля. Но вот наступает завтра, а автобуса нет, гида на «его месте» нет, денег тоже нет.

В Китае возможно всё

О возможности такой разводки, так же как и о шанхайских методах работы мы были заранее предупреждены, и поэтому сразу отклоняли подобные предложения, а их, хочу отметить, было не мало. Сравнив все «за» и «против» мы в очередной раз выбрали самостоятельный осмотр, и ни разу не пожалели, почти…

Куда ехать?

В настоящее время для осмотра открыто несколько участков стены: Бадалин, Мутяньюй, Сымытай, Цзиньшаньлин, Хуанхуа, Цзюгулоу. Изучив путеводители, бескрайние просторы интернетов и туристических форумов, мы пришли к выводу, что самостоятельно одним днем можно добраться только до первых двух: Бадалин и Мутяньюй. Бадалин – самый доступный участок стены и потому самый посещаемый, поэтому изначально мы решили поехать в Мутяньюй.

Мутяньюй

Итак, в теории, чтобы добраться до Мутяньюй сначала нужно найти автобусный терминал , который находится на станции метро Донгжимен . Всё усугубляется тем, что вам нужен не основной терминал, который находится у метро, а некий дополнительный. Найти его не просто, так как никаких указателей нет, да и все многословные описания в Интернете на самом деле мало помогают. Хорошо, что мы стараемся всегда дать точное местоположение искомых объектов на карте, и у вас подобных проблем уже не возникнет.

Искомая автобусная станция

После того как вы с горем пополам нашли автостанцию, нужно пройти в самую глубь, там будет остановка нужного вам автобуса, а точнее автобусов, так как мы нашли информацию, о том, что до Мутяньюй с этой станции идут автобусы либо 867 либо 936. Ещё одна немаловажная деталь, если верить найденной нами информации, автобусы маршрута 867 отходят в 7:00 и 8:30 утра, так что придется встать пораньше. Мы же пришли на станцию где-то 7:30 и автобус 867 уже (или ещё) стоял на остановке, мы показали водителю записанные заранее иероглифы, на что он, жестами как мог объяснил, что до Мутяньюй он не едет, а едет до места от куда мы должны дальше ехать на такси. Ок, решили мы, значит 936-й точно идет куда нам надо. И стали ждать его (кстати 867-ой автобус отправился в 8:00).

В ожидании 936-го автобуса

Помимо нас на остановке были какие-то японцы, китайцы с фотоаппаратами и европеец с путеводителем Lonely Planet. Он, кстати, покрутился немного между автобусами и быстренько ретировался куда-то. Где-то в 8:30 подъехал заветный автобус и мы туда весело погрузились. Причем было реальное ощущение, что вокруг тебя копошится малышня, на моей памяти столько раз менять свое место могут разве что школьники. Перед отправлением к нам подошла кондуктор и поинтересовалась куда мы едем, на китайском, естественно. Кстати, в Сиане, когда мы ездили смотреть терракотовую армию, кондуктор прекрасно говорила на английском, во что значит культурная столица.

Примерно такой автобус теоретически возит к Стене

В ответ на это мы, как и в случае с предыдущем автобусом, продемонстрировали ей заранее заготовленные иероглифы и приготовились к отправлению. Но не тут-то было. Наши иероглифы её чем-то не устроили, она вместе с водителем начала что-то шуметь, кричать и фактически выпихнули нас из автобуса. Что это было и почему, осталось для нас загадкой, как впрочем и весь Китай )))
Привыкнув, что ничего с первого раза в Поднебесной у нас не получается, мы решили попытать счастье на следующий день, а пока сходить посмотреть олимпийские объекты. Так как мы не хотели еще раз испытывать судьбу с кондукторшами и Мутяньюй, и поэтому решили воспользоваться планом Б, т.е. поехать в Бадалин.

Бадалин

Безусловно, это самый туристический из всех возможных вариантов стены, но зато туда ходит поезд. А поезд для нас – лучший способ добраться до сложных достопримечательностей, который неоднократно нас выручал, например в Куньмине, когда мы ездили смотреть Шилин.

Северный ЖД вокзал

Итак, поезда на Бадалин оправляются с северного ЖД вокзала , он находится на станции Ксинхимен . Все поезда нужного нам направления имеют 4-х значный номер, начинаются с «S2», а дальше 01-99. При этом нечетный номера едут в Бадалин, а четный в Пекин. Кстати, это направление появилось не так давно – его построили к летней олимпиаде в Пекине.

Расписание поездов S2

Расписание поездов вывешено на стенде, но в Китае все так быстро меняется, что я не порчусь за его актуальность. Билеты продаются день в день, то есть заранее их приобрести не получится. Процедура поездки что в ту, что в другую сторону примерно одинаковая.

Очередь внутри вокзала

Покупаешь в кассе билетик (кстати стоит всего 6 CNY), проходишь внутрь вокзала и упираешься в очередь. У китайцев прям нереальная любовь к очередям: они её сначала создают на пустом месте, а потом пытаются всех обмануть и пролезать в обход. Но тут ничего не поделаешь – приходится стоять, так как металлические направляющие весьма жестко регулируют очередность самых прытких туристов. На платформу пускают минут за 15 до отправления, и тут начинается самое веселое…

Посадка на поезд по китайски

Дело в том, что поезд стоит достаточно далеко от здания вокзала. Поэтому выйдя на платформу все весело бегут к поезду, надеясь занять места . Аттракцион тот еще, особенно учитывая, что бордюрная плитка на платформе весьма скользкая и эта пробежка легко может закончиться серьезными травмами.
Интересное наблюдение, китайцы почему-то предпочитают залазить в самый первый вагон, ближайший к ним, а потом уже переходить дальше внутри поезда. Если не полениться и добежать до конца поезда, вероятность занять места существенно возрастает.

Наш поезд моют перед отправлением

Полтора – два часа в поезде и мы на месте. Дальше вся толпа весело вываливается из поезда и идет в сторону стены, примерно минут 10-20, в зависимости от скорости и количества фоток сделанных по дороге. Важно помнить, что Бадалин – это не конечная станция, но так как основная масса пассажиров выходит именно здесь , пропустить остановку вряд ли получится.

Кассы

Входные билеты на стену стоят 45 CNY и их можно купить как у самого входа, так и чуть раньше – недостатка в кассах нет, впрочем больших очередей тоже. Если повезет, вместе с билетом вам дадут ваучер на получение бесплатного сертификата о том, что вы герои и посетили Великую Китайскую стену – нам повезло, но об этом в следующий раз.