На сравнительно небольшой территории современного Бахчисарая сошлись интересы мусульман, караимов и православных. Естественно, это соседство не было сколь-нибудь дружелюбным и мирным, но тем интереснее история.
Ни для кого не секрет, что долгое время Крымский полуостров населяли татары, и до сих пор они составляют существенную часть жителей Крыма. Столицей некогда могущественного Крымского ханства был Бахчисарай, название которого с крымско-татарского переводится как “сад-дворец”. Жемчужиной резиденции крымских ханов, бесспорно, является Хан-сарай – Ханский дворец . Его история насчитывает более 500 лет, а руку к его созданию приложили лучшие мастера из Армении, Италии, Ирана, Турции. Первые упоминания о Хан-сарае датированы аж 1502 годом, то есть ему около 513 лет.
Во дворце – как в оплоте религии того времени привлекают внимание невесомые минареты мечети, кроме того, в настоящее время во дворце представлена интереснейшая выставка о жизни ханского двора и гарема.
Бахчисарай вообще и Ханский дворец в частности увековечен в творчестве многих художников и поэтов, но самую громкую славу, прошедшую сквозь века, ему принесло стихотворение «нашего всего» А.С. Пушкина «Бахчисарайский фонтан».
Оно довольно длинное, поэтому не буду приводить его в посте (кто захочет, может прочитать здесь), расскажу лишь вкратце сюжет: в гарем правителя Крымского ханства Гариму попадает польская княжна Мария, в которую хан безответно влюбляется. Не смотря на попытки ухаживания, щедрые дары и прочие знаки внимания, девушка остается равнодушной к его «чарам» и не может простить ему, того как она была похищена из отчего дома во время одного из татарских набегов. Не обращая внимания на влечение хана, Мария все дни и ночи проводит в молитве и чахнет день ото дня, она предпочитает умереть, нежели опорочить себя связью с иноверцем (ох уж эти «истовые служители культа»).
Естественно, она становится «жемчужиной» его гарема – запретный плод сладок. И это ни коим образом не устраивает других наложниц, особенно грузинку Зарему – прошлую возлюбленную хана. Однажды ночью экс-фаворитка проникает в комнату Марии и пытается её убедить не стоять у нее на пути и вернуть ей любовь Гарима. Уж не знаю как она её убеждала, но вскоре польская княжна умерла. Хан, узнав о причастии Заремы к смерти любимой, приказал утопить несчастную, а сам отправился искать утешение на поле брани. Война не принесла успокоения разгоряченному сердцу, по возвращению он так и не смог забыть недоступную возлюбленную и приказал в честь нее построить небольшой фонтанчик – так называемый «фонтан слёз».
Невольно возникает мысль что и до Александра Сергеевича и после него, так или иначе, схожий сюжет воспроизводился во множестве других произведений, более того, он остается популярным до сих пор. Например в любимом многими телесериале «Великолепный век» или в романе «Роксолана». Бесспорно, знатоки могут сказать, что это совершенно другие персонажи и дело происходит в Турции. Возможно, но как-то слишком много между ними общего, на мой взгляд… Но вернемся к Бахчисараю…
За много веков до того как Бахчисарай стал столицей крымского ханства, в нескольких километрах от него зародилось пещерное поселение Чуфут – Кале , которое функционировало примерно с середины 6-го века до середины 19 века. Особое влияние на развитие города-крепости, наложило религиозное учение, которое исповедовали его жители – караимизм.
Караимизм – это религиозное учение на основе иудаизма. Название его происходит от древнееврейских «кара» – читать и священного писания «Микра». Основная идея караимизма в том, что каждый верующий самостоятельно и рационально для себя определяет границы применения Торы (Моисеевых законов). Они считают, что именно их вера наиболее точно придерживается учения (ха, а разве бывает иначе?!), а все прочие дополнения, вроде Толмуда и Устного закона иудеев, сильно искажают истинный смысл религии.
Мусульмане в основном не отличали их от иудеев, и поэтому жителей Чуфут – Кале того времени нередко именуют иудеями или евреями.
Жители пещерного города занимались торговлей, ремесленным делом, набегами. Считается, что караимы из Чуфут-Кале – это потомки древних хазар, а название города в переводе с тюркского означает «Иудейская крепость».
Сейчас можно совершить удивительную прогулку по древнему городу, осмотреть оборонительный стены, бойницы, монетный двор, увидеть уникальные молитвенные дома караимов – кенасы.
В ущелье у подножия горы, на которой был основан Чуфут – Кале, расположился неприступный, но величественный православный Успенский монастырь . Основная часть монастыря попросту вырублена в скале, и чтобы попасть внутрь приходится приложить немало усилий. Он имеет Византийские корни и был основан беглыми монахами во времена иконоборчества (IIX – IX века).
Как и у многих других известных храмов, существует легенда об его основании и, конечно же, здесь не обошлось без божественного вмешательства. В далекие времена в этом ущелье пас свои стада овес пастух Михаил, и вдруг на скале высоко над землей появилась икона Богоматери, а перед ней зажжённая свеча. Он позвал людей, которые с большими почестями сняли икону и перенесли в дом в горах, но на утро её там не обнаружили – она вновь оказалась на том же месте, где Михаил её увидел в первый раз. Это повторялось несколько раз, пока люди не поняли, что это «воля Божья» и не высекли в скале Храм для иконы. Явление иконы произошло 15 августа – аккурат в день Успения Богоматери, что и дало название монастырю, а заодно и всему ущелью: Марьям-дере – ущелье Святой Марии
Естественно, это далеко не единственная легенда об основании этого монастыря, но остальные еще более нереальные чем эта.
К сожалению, не смотря на интересную историю и красоту убранства, это типичная христианская церковь (в плохом смысле этого слова) щедро сдобренная татарской предпринимательской жилкой. У подножия на стоянке работают «помогалы», которые предлагают оплатить их услуги «что бы ничего с машиной не случилось пока вы гуляете». Платить им или нет – решайте сами, я лично не вижу смысла потворствовать их деятельности, очень далекой от официальной. На подходе к храму вам встретятся православные экскурсоводы, которые хотят со своих клиентов поиметь денег совсем не по христиански. А в самом монастыре на вас налетит «бабушка – божий одуванчик», которая будет выпихивать вас и кричать, что вы такая нечестивица пришли в брюках. Впрочем, все как всегда… Я никого не пугаю и не отговариваю, но предупрежден – значит вооружен…
P.S. Если вам надоели религиозные и исторические объекты, можно обратить внимание, на располагающийся неподалеку Бахчисарайский парк миниатюр . Здесь представлены миниатюры всех знаменитых достопримечательностей Крыма, например Ласточкиного гнезда.
2 комментария
Вадим
Июнь 22, 2017 @ 10:34
Хм, странная какая-то арифметика получается. Если Крым считается российской землей, то не совсем понятно, кто был раньше, курица или яйцо? Если Бахчисараю 513 лет, а Россию провозгласил Петр Первый в 1721 году, то выходит Крым намного старше, считай на 200 лет. Из других источников истории известно, что еще до провозглашения России, эти княжества и племена платили дань крымскому хану. А это значит, что Крым исконно татарский.
Ну да ладно, оставим это историкам. Это хорошо, что самобытность татарского народа, его легенды и история дожили до наших дней. И Бахчисарай является ярким свидетелем былого величия потомков великого Чингисхана.
Оксана
Июль 4, 2017 @ 12:40
В смысле “Петр Первый в 1721 году”? Он сделал Россию Империей,но она и до него вполне себе существовала