Trip.Dream.Live

Блог о самостоятельных путешествиях, мечтах и жизни

Железные дороги Индии

Так как большую часть наших перемещений между городами Индии мы совершили по железной дороге, настало самое время рассказать о ней подробнее.

Наверно, самая популярная фотография на тему индийских железных дорог

Я думаю любой, человек на планете Земля, когда слышит словосочетание «индийские железные дороги» представляет себе примерно то, что мы видим на фотографии выше. Хочу вас расстроить, а может и обрадовать, что это не совсем так, я бы даже сказал — совсем не так.

Поезда на вокзале в Мумбаии

Конечно, при желании и некотором везении вы можете себе устроить нечто подобное, но, в целом, индийские железные дороги производят довольно положительное впечатление. Хотя, возможно, у нас это было вызвано изначально заниженными ожиданиями.

Двухэтажный поезд на вокзале в Джайпуре

Как мы уже писали, из Гоа в Мумбаии мы добрались на ночном автобусе, так как билетов на поезд уже не было. А вот на остальные отрезки пути билеты покупались легко и непринужденно через сайт, но подробнее об этом в следующий раз.

Плацкартный вагон

Для начала, разберемся какие виды вагонов бывают в Индии, после российских плацкартов да купе, тут можно легко запутаться, итак:

Классы железнодорожных вагонов в Индии

  • Second Class Sitting (2S)
  • Это как раз те вагоны, которые по мере движения превращаются в то, что можно видеть на первой фотографии к посту. Билеты в них продаются без мест, указания ФИО и даже без номера поезда. Поэтому, купив такой билет, вы сможете уехать всегда, ну если сможете в такой вагон физически попасть ☺. Стоят такие билеты экстремально дешево, поэтому и публика будет соответствующая.

  • Second Class Sleeper (SL)
  • Или просто слипер (sleeper). Эдакий плацкарт на индийский манер, только в купейном отсеке не четыре полки, а шесть. Боковых при этом стандартно две. Кондиционера нет, как и стекол на окнах. Только решетки — только хардкор. Вообще слипер напоминает вагон для перевозки заключенных.

    Second Class Sleeper

    Рекомендуется для поездок в не очень жаркое время года, иначе температора в вагоне в дневные часы может легко доходить до 50 градусов.

  • AC 3-Tier Sleeper (3AС)
  • Как раз в таком вагоне мы ехали из Мумбаи в Джайпур. Конфигурация мест такая же как у слипера, но есть кондиционер, стекла, да и вообще вагон в целом приличнее. Скажу честно — нам понравилось.

    AC 3-Tier Sleeper

    Обычный такой плацкарт позднесоветского периода. Конечно, с новыми российскими вагонами не сравнить, но всё на уровне. Билет, в среднем, будет стоить в два раза дороже чем в слипер.

  • AC 2-Tier Sleeper (2AС)
  • Вагон классом выше чем 3AС. Полки в купейном отсеке расположены не в три, а в два ряда, что, собственно, и отражено в названии. Такие вагоны встречаются в фирменных поездах.

    На фото 3AC, но с такого ракурса вполне себе сойдет за 2AC

    Билеты на них, конечно, ещё дороже, но и сами вагоны лучше, полки отгораживаются от прохода ширмами, могут встречаться всякие зановесочки и прочие украшательства.

  • AC First Class (1AС)
  • Как видно из названия, перед нами высший класс индийского вагоностроения. Тут и велюровые диваны и отделка деревом, но в целом это такой же плацкарт. Купе никак не отгораживаются от прохода. Стоимость проезда в таком вагоне по стоимости может тягаться с перелетом на самолете. Видимо данный вагон существует для состоятельных индусов, которые бояться летать ☺.

  • AC Chair Car (CC)
  • И наконец, вагон с обычными сидячими местами. Конфигурация кресел обычно 3+2. Кресла мягкие а-ля самолетные, есть столики, спинки откидываются. На таком поезде мы ехали из Дели в Агру.

    Сидячий вагон (AC Chair Car)

    А вот из Джайпура в Дели поезд был поинтереснее — он был двухэтажным, чем-то напомнил мне вагоны Шкода в Чехии, только был погрязнее и поушатанее.

    Туалеты

    А теперь о главном, как говориться «Туалет не сфоткал — в поезде не ехал!» ☺ Вообще, как выяснилось, людей очень беспокоят туалеты в поездах, например, больше всего переходов на наш пост «На Ласточке в Москву» происходят по поисковым запросам «Туалеты в Ласточке» или «Где туалет в Ласточке?». Есть над чем подумать

    Туалет в вагоне AC 3-Tier Sleeper

    Так вот, как ни странно, но во всех типах вагонов туалеты будут практически одинаковыми. Естественно, чем выше класс, тем чище, но принципиальной разницы нет.

    Туалет в вагоне AC Chair Car

    Так же стоит обратить внимание на то, что туалеты бывают двух видов, европейский с унитазом и азиатский с дыркой в полу, совсем как в Китае.

    Туалет Indian Style

    По мне, лучше использовать азиатский — он чище, так как в нем проще поддерживать порядок, плюс индусы пользуются гигиеническим душем, а не туалетной бумагой, а это так же благотворно сказывается на чистоте помещения.

    Попутчики

    Как мы уже не раз говорили, индусы — это большие дети, поэтому готовьтесь к бесцеремонному вниманию с их стороны. Никакой агрессии или неприязни — только детское любопытство, все с вами будут хотеть знакомиться, общаться и так далее. В Мумбаи, например, мы не успели ещё погрузиться в вагон, а нам на помощь уже пришёл простой индийский парень. Вообще, помощь была нам не нужна, но его это совершенно не беспокоило ☺.

    Наш поезд в Джайпур

    Дело в том, что списки пассажиров вывешивают прямо у входа в вагон, и всегда можно убедиться ваш ли это поезд перед вами, или просто такой же, но опаздывающий на сутки.

    Игра: найди себя в списке

    Так вот парень «помогал» нам искать наши фамилии в списке, хотя давалось ему это с трудом. Зато, когда, мы сели в вагон, он с удовольствием поменялся со мной местом, что бы мы с Оксаной ехали рядом. Ну а как иначе, мы же уже знакомы — почти родственники, можно сказать.

    Фото на память

    Вообще, это конечно всё очень мило, но иногда порядком утомляет. Хотя, согласитесь, уж лучше так, чем если бы на тебя всю дорогу волком смотрели.

    Вокзалы

    В большинстве своем вокзалы в Индии, довольно утилитарные сооружения. Т.е. никаких вам украшательств и изысков — дешево и сердито. Вот бетонная коробка — это будет зал ожидания, тут вот перрон с навесом из профнастила, тут надземные переходы через пути с решетками, что бы никто не выпал, и так далее.

    Зал ожидания

    Из любого правила, конечно, есть исключения, например, Вокзал Виктории в Мумбаии. Но на то оно и исключение, что бы подтверждать правило.

    ЖД вокзал в Джайпуре

    Видимо, осознавая это, вокзалы всё таки пытаются как-то оживить. Вот, например, посмотрите какие в Джайпуре на вокзале забавные рисунки, по моему, очень мило.

    ЖД вокзал Джайпуре

    И всегда можно, договориться встретиться у колонны с коровкой ☺. Детям, опять же, проще запомнить где остались сидеть родители. В общем, симпатично и функционально.

    Особенности

    В индийских поездах нет проводников в привычном нам понимании, т.е. никто у вас при посадке в вагон проверять билет не будет, вместо этого на каждом вагоне вывешивают список пассажиров с указанием всей маршрутной информации — никакой приватности, ага ☺. Билет проверяет контролер, уже в пути, так же по списку. Из этой особенности вытекает ещё две. Первая, как такового билета на руках можно и не иметь, достаточно чего-нибудь из этого:

  • распечатки
  • электронного билета, например, в телефоне
  • просто номера (так называемого PNR)
  • Скорее всего, если у вас не будет ничего из выше перечисленного, ничего страшного не произойдет, вряд ли с вами в вагоне едет ещё один Василий Пупкин, но я бы проверять такую возможность не стал ☺. Кстати, о том как покупать билеты на индийские поезда вы можете прочитать здесь.

    Наш билет выглядел так

    И вторая, на вашем законном месте, вполне может сидеть другой пассажир, который перепутал поезд, вагон, дату или собственную фамилию. Кстати, то же самое легко может произойти и с вами, поэтому скандалить сразу не нужно — лучше подождать контролера.

    Нет, они не заняли наше место, но могли бы :)

    Будьте готовы, что каждую минуту через через вагон будет проходить торговец чем либо, а иногда и не один. Так же из торговцев могут возникать пробки прямо около вашего места, плюс к этому они все громко выкрикивают наименование своего товара. К сожалению, никакого рецепта против этого не существует, но: «Предупрежден — значит вооружен!»

    Еду, кстати, дешевле покупать на станциях

    Если в вагонах без кондиционеров можно легко схватить тепловой удар, то в вагонах с оными можно и замерзнуть. Плюс к этому в вагоне установлены вентиляторы, которые теоретически можно выключить, но Индусы их тут же включают опять — видимо, им жарко ☺.

    Вентиляторы в вагоне поезда

    Очень понравилось, что в вагонах есть розетки, правда в AC 3-Tier Sleeper была всего одна розетка на купе, но это всяко лучше чем одна на вагон. Чтобы не следить за телефоном, мы поставили туда заряжаться наш Power Bank, а уже потом заряжали от него телефоны — очень удобно.

    А вот в двухэтажном поезде розетки были у каждого кресла

    Вот кстати, про слежение за вещами. Везде пишут, что вещи без присмотра лучше не оставлять, на это так и хочется ответить: «Спасибо, капитан!» Но что бы обезопасить себя ещё больше, можно пристегнуть свой багаж к специальным тросикам, которые в изобилии представлены под каждым сидением.

    Те самые тросики

    Так же, на просторах интернета можно встретить рассказы об опозданиях индийских поездов. В самых жутких историях описываются опоздания чуть ли не на сутки. Так это ли на самом деле, нам проверить, к счастью, не удалось. Все три наших переезда проходили точно по расписанию, видимо, карма у нас хорошая ☺.

    Очередная попытка как-то украсить вокзал

    Вот, вроде всё, если ещё что вспомню — обязательно допишу. Да, может у вас возникли какие вопросы? Спрашивайте, постараемся ответить. И главное, не бойтесь индийских поездов, конечно, до китайских они не дотягивают, но это очень удобный и экономичный вариант для перемещений по Индии.

    2 Responses to Железные дороги Индии

    1. Нелли says:

      Спасибо за столь информативную статью. Я думала, по наивности, как дикий человек, который нигде не бывал, что плацкарты — это чисто наше, советское изобретение и пережиток прошлого. А оказывается нет, на них, судя по всему, еще 100 лет будут ездить.

      • Оксана says:

        Наши плацкарты по сравнению с некоторыми типами вагонов в Индии или Китае, это вообще супер комфортный вариант :)

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *