Trip.Dream.Live

Блог о самостоятельных путешествиях, мечтах и жизни

Традиционный танец южно-индийского штата Керала Катхакали

Как мы уже рассказывали, по всему Кочи развешена куча плакатов о представлениях Катхакали – традиционного южно-индийского танца. Мы любим посещать традиционные шоу, такие, как, например, национальный балет в Лаосе, поэтому и здесь не смогли пройти мимо. Сразу скажу, Катахакали – мероприятие весьма неоднозначное, и мы до сих пор не можем с уверенностью сказать понравилось нам это народное творчество или нет. Это было весьма интересно и несколько больно для ушей ☺. Почему? Все ответы в посте.

Kerala Kathakali Centre в Кочи

Что такое Катхакали

Катхакали – это не совсем танец. Катхакали это скорее представление на стыке театра, танца, военного искусства и повествовательного жанра.

Представление Катхакали

Катхакали исполняется только мужчинами, прошедшими специальную подготовку. Обучение искусству Катхакали начинается в возрасте 10-11 лет и продолжается минимум 5 лет. Мальчики обучаются по нескольким направлениям: непосредственно танец, музыка, пение (если это можно так назвать), мимика, пантомима, история и др.

Да, у нас тонкая душевная организация, эти глаза не могут врать

Исполнители катхакали считаются актерами, а не танцорами, причем если их назвать танцорами – это может быть воспринято как оскорбление, вот такая вот тонкая душевная организация у творческих людей. Катхакали – это своеобразный симбиоз таких направлений индийского искусства, как Кудийаттам, Чакиар Котху, Кришнаттам, Раманаттам и Мукха Абхинайя.

  • Кудийаттам – это самое древнее из индийский театральных направлений. Обычно сюжет представлений кудийаттам строился на самых драматических моментах древнеиндийских эпосов, а само представление длилось днями и ночами и носило ритуальный характер;
  • Чакиар Котху иллюстрируют сцены из древних пуран и эпических поэм. Исполнителями Чакиар Котху до сих пор могут стать только представители касты чакиаров, и это считается привилегией, которая передается внутри касты по наследству. Чакиар Котху исполняется под аккомпанемент больших медных барабанов намиджаву и цимбал;
  • Кришнаттам и Раманаттам – это ритуальные представления, посвященные Крише и Раме. В представлениях особое внимание уделялось мимике и жестикуляции. Так же из Раманаттамы берет свое начало сложный грим катхакали;
  • Мукха Абхинайя – еще один вид драматического индийского искусства, которое легло в основу катхакали. Оно так же носило ритуальный характер и было распространено среди керальской светской и воинской знати. Эти представления проходили ночью и включали в себя элементы рукопашного боя, самообороны и должны были проиллюстрировать силу, мощь и физическое совершенство исполнителей.

Под действием времени и обстоятельств Кудийаттам, Чакиар Котху, Кришнаттам, Раманаттам и Мукха Абхинайя частично изжили себя, а из них выросло новое и до сих пор весьма популярное в южной Индии направление Катхакали. Сегодня катхакали обычно пересказывает сюжеты древнеиндийских эпосов «Махабхараты» и «Рамаяны».

Представление Катхакали

Все представление катхакали можно разбить на несколько частей. Не берусь судить везде ли так, но в Kerala Kathakali Centre в Кочи было именно так.

1 часть. Ахарья абхинайя

Костюмы и грим актеров катхакали называют «Ахарья абхинайя», это очень важная часть катхакали, ведь они должны нам поведать о характере героя и помочь лучше разобраться в сюжете.

Самое начало представления Катхакали

Нанесение грима для Катхакали весьма сложный и длительный процесс. По времени он занимает около часа. Это фактически часть представления, так как все действо происходит на сцене перед зрителями. Костюмы и грим актеров зависят от их амплуа. Каждому амплуа (самые яркие это Саттвик и Тамасик) свойственны определенные расцветки. Итак:

Саттвик – благородный отважный герой. Костюм саттвика – это огромная юбка и рубашка, массивный головной убор и множество украшений – браслетов, лент, колокольчиков. Для его грима используются ярко зеленую основу для лица. Так же лицо украшает белая чутти черко, выполненная из размоченной рисовой бумаги, которая слой за слоем наносится на героя и формирует нечто похожее на бороду.

Процесс формирования чутти черко

Чутти черко в теории должна подчеркивать аристократическую и изящную внешность саттвика (на сколько актер был в действительности аристократичен и изящен вы можете посмотреть на фотографии ☺, хотя, конечно, же у всех свое представление об аристократической внешности и изяществе), а так же подчеркнуть сложность его грима.

Типичный Саттвик

Тамасик – это настоящий злодей Катхакали, иногда его так же называют «тхади», что переводится как «бородатый». Основной цвет их грима черный: у них обычно шикарные усы и черные губы. Обычно тамасиками становятся демоны. Иногда для того чтобы подчеркнуть уродство демона ему добавляют огромные накладные груди и/или попу. Костюм тамасика так же состоит из огромной юбки. Вообще, он очень похож на костюм саттвика, и если бы не грим, отличить их было бы весьма проблематично.

Изображение злодея из Катхакали

Кроме саттвика и тамасика в катхакали могут участвовать и другие персонажи:

Раджасик – герой, у которого есть как положительные, так и отрицательные качества. Обычно у него нет чутти черко (бороды) и более скромный наряд. Так же часто именно раджасику предстоит демонстрировать вводную часть катхакали, поэтому очень важно чтобы у него была выразительная мимика и соответствующий яркий грим, подчеркивающий рот, брови, глаза. Амплуа раджасика одно из самых сложных в катхакали, так как от его талантов зависит на сколько зрителю будет понятно то, что происходит на сцене.

Раджасик демонстрирует приемы Катхакали

Король обезьян Хануман – очень важный персонаж, который нельзя не заметить (в представлении, которое мы посещали, его, к сожалению, не было). Его грим и костюм совсем не похожи ни на чьи другие. Белые борода и меховая кофта, красно-черный грим с белым узором и куполообразный головной убор. Это один из самых любимых героев Катакхали, и эта роль достается только самому опытному исполнителю.

Фотографии Ханумана у нас нет, поэтому опять грим

Минакку – второстепенные персонажи, которые обычно изображают женщин, жрецов, мудрецов и т.п. Их грим и костюмы обычно весьма незатейливы и просты, чтобы продемонстрировать, что их роль в представлении весьма и весьма незначительна.

Типичный Минакку (в центре)

После того как все герои загримированы начинается непосредственно представление катхакали.

2 часть. Представление Катхакали

На сцене появляются музыканты, которые будут аккомпанировать актерам на протяжении всего представления. Обычно это четыре музыканта: двое из них играют на барабанах маддалам, мридангам, ченда или эдакка. Два других музыканта могут не появляться на сцене, но они очень важны, так как играют на особых музыкальных инструментах, задающих особый ритм всему представлению. Один из них бьет в массивный металлический гонг ченгала, а второй играет на двух тяжелых тарелках илатталам. Именно из-за них вначале поста я написала про боль в ушах. Звук от ченгала настолько пронзительный, что его в процессе представления очень хочется уменьшить.

Совет: если пойдете на представление катхакали, захватите с собой беруши, они существенно облегчают восприятие и увеличивают уровень комфорта во время представления ☺.

Певец Сопатнам что-то вещает или поёт

Следом за музыкантами на сцену выходит певец Сопатнам. Иногда его роль совмещена с одним из музыкантов. Он выступает своеобразным рассказчиком, сначала повествует об истории искусства Катхакали, а в процессе представления заполняет паузы между действиями. Сопатнам рассказывает, что актеры Катхакали проходят очень длительную подготовку, а оригинальное, не туристическое, представление длится от 5 часов до нескольких суток. После на сцене появляется Раджасик и с его помощью Сопатнам демонстрирует важные моменты на которые нужно обратить внимание в процессе выступления.

Раджасик и Сопатнам рассказывают и показывают

Как я уже говорила, один из самых важных способов передачи мыслей актера – это мимика и жестикуляция. В Катхакали используется очень сложный язык жестов, основанный на книге «Хаста Лакшана Деепика». Хасты – это визуальные изображения песен и стихов. В ней представлены 24 важнейшие хасты, являющиеся основой для огромного количества всевозможных комбинаций. От того на сколько хорошо актер владеет бровями, ртом, щеками, подбородком, шеей вместе и по отдельности зависит яркость его мимики, при помощи которой он должен вести длинные диалоги и монологи.

М - мимика

Основная поза в танце катахакали – это сидя на табуретке с широко разведенными в стороны коленками. Спина при этом должна быть выгнута, чтобы выдерживать немалый вес самого актера, его головного убора и всего костюма. Кстати, забавно, что в представлении используется совсем мало реквизита, и это не бедность театра, это дань традиции. Основной реквизит – это табуретка, которая может быть горой, троном, деревом и любым другим возвышением, которое нужно по мере повествования.

Та самая табуретка

Еще один атрибут – яркая ширма тхерассила, которая скрывает важных героев перед их появлением на публике. Обычно ширма используется для того, чтоб «замаскировать» появление Тамасика или Саттвика, но она все равно не может скрыть их головных уборов. Смотрится это весьма забавно.

Яркая ширма тхерассила

И еще один необходимый атрибут представления катхакали – большой светильник с теплым светом. Светильник подсвечивает небольшой участок сцены, и если герою нужно подчеркнуть свою мимику или движения, он перебирается поближе к лампе, чтоб она подсветила его грим и игру мышц на лице. Сейчас иногда светильник заменяется свечами, лампой на стене или и тем и другим.

После того как зрителям рассказали историю катхакали и продемонстрировали важные для понимания основного действа выражения лица, жесты, позы и движения, начинается следующая часть представления – иллюстрация сюжетов древнеиндийских эпосов «Махабхараты» и «Рамаяны».

3 часть. Отрывок из «Махабхараты» — «Убийство Баки»

Во время нашего посещения катхакали в культурном центре катхакали в Кочи нам демонстрировали отрывок из «Махабхараты»«Убийство Баки». Перед представлением всем раздали либретто (есть и на русском языке), так что проблем с пониманием не возникло. Перескажу немного сюжет.

В представлении задействованы два основных персонажа и один вспомогательный:

  • Бхима (саттвик) – один из принцев Пандавов;
  • Бака (тамасик) – жестокий демон-убийца, живущий в лесу;
  • Брахмин (минакку) – житель деревни, которой угрожает жестокий демон Бака.

Мать Бхима (ее мы не видим, а знаем о ней лишь со слов сопатнама и либретто) уговаривает его убить злого демона Баку. Бхима вдохновляется ее словами и отправляется в деревню к брахмину, чтобы помочь избавиться им от злого демона.

Либретто. Часть 1 - многообещающее начало Либретто. Часть 2 - неожиданный финал ☺

В деревне уже заготовлена телега с дарами для Баки, чтобы задобрить его и избежать смерти. Бхима получает благословление брахмина на убийство Баки, забирает телегу и идет в лес искать Баку.

Сцена в деревне

Увидев Баку Бхима начинает на его глазах поглощать еду из телеги, насмехаться над ним и всячески оскорблять. Бака возмущен таким непочтительным поведением и собирается жестоко расправиться с Бхимой.

Вы догадались, что Бака сидит на дереве?

Между ними происходит битва и Бхима убивает Баку красной колотушкой (извините, не удержалась ☺).

Если честно, красная колотушка больше похожа на оружие сексуального нападения. Бедный Бака ☺

Happy end. Злодей повержен все счастливы. На этой эпической ноте представление заканчивается, зажигается свет и все расходятся.

Расписание представлений в Kerala Kathakali Centre в Кочи

На последок расскажу, где можно посмотреть представление катхакали в Кочи — рекомендуем сходить в Kerala Kathakali Centre.

  • Kerala Kathakali Centre находится здесь: ;
  • Цена билета на Катхакали в Kerala Kathakali Centre в Кочи: 350 INR;
  • Представление проходит ежедневно. Само представление начинается в 18:00 и идет до 19:30, но подготовка к спектаклю, которую тоже можно посмотреть, начинается в 17:00.

И наконец-то мы добавили видео к посту о традиционном керальском танце Катхакали:

6 Responses to Традиционный танец южно-индийского штата Керала Катхакали

  1. Руслан says:

    Индия интересна страна со многогранной культурой. Не все поймут такое искусство как Катхакали, наверно это надо быть творческим человеком, например театралом, что бы ощутить все мастерство исполняющих Катхакали

    • Оксана says:

      Возможно. Мы, похоже, не очень театралы, хотя классический, современный театр или балет нам весьма близки. В Катхакали все очень образно.

  2. Анна says:

    С удовольствием бы посмотрела в реальности такие танцы и очень надеюсь, что когда-нибудь у меня все-таки получится. Очень часто вспоминаю, как в первый раз была шокирована танцами в Египте мужчины в юбке, который очень долго крутится.

    • Оксана says:

      О да, на нас тоже произвело огромное впечатление танец танура — очень яркий, динамичный и такая экспрессия. Я потом пробовала поднять эти юбки — не смогла, а они их еще и крутят так долго — потрясающе

  3. Татьяна says:

    Очень интересная в Индии культура, вообще необычный народ! Их танцы действительно театральные представления, это жизнь, представленная танцем. Индийцы танцами выражают свое отношение к жизни, рассказывают о ней. Древний народ, одним из первых заселивший Землю, а живет в такой бедности. Зато костюмы для танцев богатые, особенно поразила белая юбка! Фантастика!

  4. Александр says:

    Индия — экзотическая и загадочная страна! Ее природа, архитектура, песни и танцы завораживают и очаровывают. Такой красоты, наверное, больше нет нигде в мире. Но такие представления, как катхакали, как говорится, на любителя. Не каждый способен принять, а тем более, оценить его.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *