Trip.Dream.Live

Блог о самостоятельных путешествиях, мечтах и жизни

Медитация Випассана по Гоенке в Таиланде

В ноябре-декабре этого года я прошла десятидневный курс медитации по Гоенке. Это был не первый мой опыт, первый раз я проходила короткий курс при монастыре Дой Сутхеп, который на долго отбил у меня желание принимать участие в подобных ретритах. Для того чтобы как-то структурировать свой поток мысли, я разобью рассказ на небольшие подглавы. Итак, поехали..

Спокойствие! Только спокойствие!

Что такое медитация
Само слово «медитация» имеет латинское происхождение от глагола meditari — мысленно созерцать (так же встречаются варианты перевода: обдумывать, вырабатывать идеи и т.п.).
Часто можно встретить упоминания, что медитация — это часть буддисткого учения и, следовательно, все медитация имеет место быть в буддизме и противна христианству, мусульманству и другим религиям.
Это тема для обширной дискуссии, в которую мне углубляться сейчас не хочется, но тем не менее, считаю важным отметить следующее:
— любая молитва – это, по сути, та же медитация
— любая религия обещает счастье и свободу в загробной жизни, медитация – в этой, т.е на вотчину религий она не покушается ☺
— любая религия отрицает других богов, кроме ее. Медитация не имеет ничего общего с богами, ты человек – верь во что хочешь, лишь бы ты был счастлив.
— в основе медитации лежат, так называемые, «Четыре благородные истины» — так они сформулированы в буддизме, но так или иначе присутствуют во всех религиях: существует страдание, существует причина страдания, существует прекращение страдания, существует путь, ведущий к прекращению страдания.

Медитация

Не знаю точно откуда это взялось, но 99% людей при упоминании медитации представляют себе человека сидящего в «позе лотоса», при этом никакого представления для чего он так сидит у них нет, ну сидит – и сидит.
Целью медитации является достижение сосредоточенности сознания, остроты ума, душевного и умственного спокойствия.
Существуют разные виды медитации, например, сидячая, стоячая, лежачая, медитация в ходьбе, в танце и др.
Медитацию в ходьбе я практиковала на первом своем ретрите. На мой взгляд, она дается проще для новичка, но имеет ряд ограничительных факторов: так как все твое внимание должно быть сконцентрировано на движении ноги, то поверхность по которой ты передвигаешься, должна быть идеально ровной, а то не долго и шею свернуть и тут уже не до созерцания будет.
Лежачая медитация – это то, что осознанно или нет, каждый вечер практикует практически каждый из нас. Вспомним, как нам советовали в детстве, когда долго не можешь уснуть, считать овечек. Не поверите, но это ни что иное – как медитация с объектом концентрации на тех самых овечках ☺
Стоячая медитация –это отдельное направление, с которым я знакома только в теории, но не на практике. Читала, что кто-то из бывших российских политиков на столько проникся ей, что бросив все подался в монастырь в Индии. На сколько это правда – не берусь судить.
Медитация сидя – самая распространённая ну и, пожалуй, самая известная. Но медитация сидя – это не только поза лотоса, но и множество других.

Медитация

Поза лотоса (падмасана) — правая, согнутая в колене нога, ложится на левое бедро, а левая — на правое бедро. На самом деле, в этой позе сидит очень и очень небольшое количество медитирующих, попробуйте – сами все поймете. Долго просидеть в этой позе без хорошей растяжки и гибкости суставов не так-то и просто.
Поза, которую часто принимают за позу лотоса – полулотос (сидхасана). Левая нога сгибается в колене и упирается пяткой в промежность, а правая нога кладется поверх нее, или наоборот ☺
Если и в данном варианте не удобно – можно сесть «по-турецки» (сукхасана), в христианской позе, в позе японского самурая или в любую другую сидячую позу, в которой Вам будет наиболее комфортно сидеть продолжительный период времени. Еще раз, позу, которую принимает медитирующий, должна быть для него максимально удобной, чтобы возможный дискомфорт не отвлекал от практики.
Во время ретрита я в основном сидела в позах лотоса, полулотоса и по-турецки так как и в обычной повседневной жизни я часто сижу так ☺
В зависимости от направления, техники медитации предлагается концентрация на различных реальных и нереальных объектах, ощущениях, цифрах, звуках, ароматах , мантрах, зеркалах, свечах, чакрах и т.п. Я пробовала разные варианты, но далеко не все, и для меня более всего подошла концентрация на своих собственных физических ощущениях с минимальным количеством внешних отвлекающих факторов, т.е. никакой музыки, аромамасел, раздвигающих пространство картинок и прочее. Так постепенно я пришла к пониманию, что випассана – это именно то, что мне нужно.
Випассана, что означает «видеть вещи такими, какие они есть на самом деле», – одна из древнейших техник медитации, зародившихся в Индии. Ее целью, как и любой медитации, является искоренение «загрязнений» ума, достижение счастья не когда-то в будущих жизнях, а здесь и сейчас. Во время практики ты фокусируешься на взаимосвязи ума и тела, переживая эту взаимосвязь на личном опыте, путем сосредоточения внимания на своих физических ощущениях, учишься понимать природу реакции ума, сознания на тот или иной раздражитель (раздражителями могут быть действия, слова, люди, погода и др). В результате ты становишься более уравновешенным, понимающим источники своих действий и чувств, счастливым, гармоничным, осознанным, уходит агрессия, депрессия, улучшается эмоциональное состояние и самооценка. Справедливости ради, хочу отметить, что любая медитация дает схожие результаты, нужно лишь выбрать ту, что подходит именно тебе, для меня это випассана.
Существует много школ, практикующих именно випассану, у всех у них есть свои особенности, но есть и общее «зерно» на основе которого они строят свое учение – «Четыре благородные истины».

Четыре благородные истины

Четыре благородные истины на пали

Как я уже говорила выше, в основе випассаны, как и всей медитации, лежит необходимость осознанного принятия «Четырех благородных истин»: существует страдание, существует причина страдания, существует прекращение страдания, существует путь, ведущий к прекращению страдания. Предлагаю познакомиться с истинами «поближе».

Итак, истина №1 – страдание существует:
Будда Гаутама говорил: «Вот, о братья, благородная истина о страдании. В муках рождается человек, он страдает увядая, страдает в болезнях, умирает в страданиях и печали. Стенания, боль, уныние, отчаяние — тяжки. Союз с немилым страдание, страдание — разлука с милым, и всякая неудовлетворенная жажда сугубо мучительна. И все пять совокупностей, возникших из привязанностей — мучительны. Такова, о братья, благородная истина о страдании.»
Прошло более 2,5 тысяч лет с того момента как эта мысль была им сформирована, а ничего не изменилось! Человек по прежнему, признается он в себе в этом или нет, страдает:
— от того что он не достаточно молод (не достаточно взрослый);
— от того что он чем-то болеет или не болеет (да, да! Некоторые страдают от того что у них не нашли никаких «болячек», так и говорят: « Почему одним все, а мне ничего!!», я знаю лично таких людей);
— от того что он умрет, от того что он еще не умер, скоро или не достаточно скоро умрет;
— мы постоянно чего-то хотим, и страдаем если этого не получаем;
— замужем/женат на человеке, которые ему более не симпатичен, но он не будет что-то менять, ведь иначе он может начать страдать от одиночества.
Думаю, никто не будет со мной спорить: страдания существуют!

Истина №2– существует причина страдания
И вновь обратимся к первоисточнику: «И вот, о братья, благородная истина о начале страдания. Истинно! — тот зачаток страдания лежит в жажде, обрекающей на возрождение, в этой ненасытной жажде, что влечет человека то к тому, то к другому, связана с людскими усладами, в вожделении страстей, в вожделении будущей жизни, в вожделении продления настоящей. Такова, о братья, благородная истина о начале страданий.»
Если коротко, то мы постоянно чего-то хотим и от этого страдаем:
— если получил, то что хотел – надо хотеть еще большего, того что получил уже не достаточно;
— если не получил – ай-ай-ай, какой не хороший мир, не дает нам того чего мы так хотим
Как ни крути, а получаем замкнутый круг, всегда ведущий к страданию.
Хорошей иллюстрацией к данной истине может послужить истерия, которая сейчас есть вокруг курса доллара: кто-то несчастен от того что рубль упал, кто-то – от того что не достаточно, по его мнению, сильно упал, все хотят все изменить, но счастливыми их это не делает, только порождает страдание, агрессию, негатив и так снова и снова.
«Многие хотелки — многие печальки » (с) Сократик

Истина №3– существует прекращение страдания
И снова к классику: «И вот, о братья, благородная истина о пресечении страданий. Истинно! — то пресечение страданий есть уничтожение жажды, победа до конца над страстями, исцеление, освобождение, бесстрастность.»
То есть Гаутама говорит, что от несчастья можно освободиться только отказавшись от постоянной жажды (желания все большего и большего, хватания и привязывания к тому что имеешь), ненависти (нелюбви, отвращения к тем кто имеет от, чего хочешь ты, кто когда-то тебя обидел и т.п.), иллюзий (невежества, я стану счастливым, когда получу это – НЕ СТАНЕШЬ!).
Ярким примером для иллюстрации 3-ей благородной истины является Горлум (англ.Gollum, Голлум)– персонаж произведений Джона Р. Р. Толкина «Хоббит, или Туда и обратно» и «Властелин Колец» (вообще хорошие книжки — рекомендую). Особенно известно присловье Горлума «Моя Прелесть» (англ. My Precious). Так он называет Кольцо (а в «Хоббите» — и самого себя).
Помните, как он постоянно сжимал судорожно кольцо, терзался страхами за кольцо и переживал, чтобы его никто не отобрал — также и мы цепляемся за «настоящие вещи» в «нашем» мире. Голлум очень страдает от своих хотелок-печалек.
Но вот он узнал о третьей Благородной истине — осознал ее…рука разжимается…кольцо выпадает…Горлум вдыхает полной грудью…еще вдыхает…еще…х-о-р-о-ш-о…с-п-о-к-о-й-н-о…

Медитация

Истина №4– существует путь, ведущий к прекращению страдания
Вернемся к Будде: «И вот, о братья, благородная истина о пути, ведущем к утолению всякой скорби. Истинно! — то благородный Восьмеричный Путь — истинное воззрение, истинное намерение, истинная речь, истинные поступки, истинный образ жизни, истинное усердие, истинное размышление, истинное сосредоточение. Такова благородная истина о пути, ведущем к утолению всякой скорби.»
Данная тема как сложна так и проста одновременно.
Если со всем коротко и доступно, то для того что бы избавиться от страданий нужно понять и признать, что они существуют, существует их причина и способ избавления от них, встать на путь на этот путь и идти не сворачивая – то есть научиться жить так, чтобы не порождать новых страданий и избавиться от старых. Именно этому и учит випассана – искусству жить

Как это было у меня
10 дней молчания и медитаций. Полное отключение от внешнего мира. Полное погружение в спокойствие. После предшествующих ретриту сумасшедших дней — это было как подарок, как дар, как живительный бальзам на мои взъерошенные нервы. Но это очень и очень сложно, но очень полезно. Происходит полная «перезагрузка» мозга. Твоя основная задача во время медитации — это сидеть и наблюдать ощущения на своем теле, сначала на маленьком участке — на и в носу, затем на всем теле. Мозг, зараза такая, активно противится этой непривычной для себя деятельности и пытается тебя всячески отвлечь.
Начинал он с простого: а вот тот-то нехороший человек тебя так-то обидел, не так посмотрел, то-то сказал. Тут главное не вестись на его провокации.
Мозг: Ага, не реагируешь! Ну ладно! А вот ты тут сидишь, а там курс доллара, нефти, евро, юаня (нужное подчеркнуть) и прочие мировые проблемы! Там кот не глаженный, муж не кормленный. Срочно нужно что-то делать, что-то решать!
Я: Это не мои проблемы. Я не могу их решить. Я могу их только наблюдать. Так же как я наблюдаю свои ощущения.
Мозг: Ах вот ты как! А я! А Я! 2XY!
Я: Что 2XY?
Мозг: а вот думай теперь что такое эти самые 2XY.

Медитация

Это, конечно, несколько утрированное изображение, но довольно близко иллюстрирующую бой с собственным я, с собственным мозгом на пути к осознанию себя. И так каждый из 10-ти дней курса. Иногда удавалось заставить замолчать мозг на пару часов, иногда на пару минут — и уже это было маленькой победой, маленькой выполотой от сорняков обид и прочих ментальных загрязнений грядкой.
Сколько оказывается всякого г*на хранит наша память, и не просто хранит, а бережно лелеет его, заботиться и норовит тебе подсунуть в самый неподходящий момент, что бы усугубить твое состояние.
Через меня прошло огромное количество моих страхов, вплоть до детских, которые, казалось бы, я давно позабыла, обид на людей, на себя, на вселенную, недовольство окружающей действительностью, нерешенных споров, задач (2XY — это, кстати ответ на какую-то задачу по алгебре, из-за которой в пятом классе я дико разругалась с папой), проблем. Все это проходит, возвращается, переживается, выплакивается и, если ты не цепляешься за это, не начинаешь вновь и вновь пытаться удержать, а просто наблюдаешь себя и свои ощущения на теле, уходит. Уходит на всегда и делает тебя чуточку свободнее, спокойнее и счастливее.

Зачем куда-то ехать, можно дома сесть и медитировать
Центр в Лампхуне

Бесспорно, с одной стороны это очень верной заявление, но…
Допустим, вы хорошо играете в футбол. Ну как хорошо, во дворе с ребятами всех побеждаете, двор против двора и т.п. Но чем больше и лучше вы играете, тем лучше вам хочется быть, тем сильнее противников побеждать, и в какой-то момент вы понимаете, что нужно идти в тренеру и тренироваться под его руководством.
Или другой пример, вы всю жизнь мечтали рисовать, но даже карандаш в руках держать не умеете, что вы делаете? Правильно ищите того, кто мог бы вас научить. Допустим не в живую, а по сети, но вам нужно чтоб вас направили, подкорректировали, поддержали.
За этим люди и идут на подобные курсы: открыть для себя медитацию, получить новый виток в развитии практики, укрепить свою силу духа.
Кроме того, на курсе обязательным является соблюдение «благородной тишины» — тишина тела, речи, ума. Ученики воздерживаются от общения с другими медитаторами (с менеджерами курса говорить можно, но только по делу), от любых телесных контактов. В результате, когда внешние раздражители сводятся к минимуму, становится проще услышать себя.
И последнее что я бы хотела сказать, давайте будем честными сами с собой: в привычной обстановке всегда есть множество отвлекающих факторов и «более важных» дел, которые оторвут от медитации. На курсе же ты живешь по строгому расписанию, которое предназначено для поддержания непрерывности практики, и для достижения наилучших результатов необходимо соблюдать его как можно точнее:

4:00 Утренний колокол – подъем
4:30-6:30 Медитация в зале или в своей комнате
6:30-8:00 Перерыв на завтрак
8:00-9:00 Общая медитация в зале
9:00-11:00 Медитация в зале или в комнате (по усмотрению учителя)
11:00-12:00 Перерыв на обед
12:00-13:00 Отдых и личные встречи с учителем
13:00-14:30 Медитация в зале или в своей комнате
14:30-15:30 Общая медитация в зале
15:30-17:00 Медитация в зале или в комнате (по усмотрению учителя)
17:00-18:00 Перерыв на чай
18:00-19:00 Общая медитация в зале
19:00-20:15 Беседа учителя в зале
20:15-21:00 Общая медитация в зале
21:00-21:30 Время для вопросов в зале
21:30 Отход ко сну в своей комнате. Выключается свет

На мой взгляд, подобные курсы раз в полгода – год – это прекрасный способ «перезагрузить мозги» и получить толчок к дальнейшему развитию.

Немного полезной информации правда в основном на английском, для тех, кого заинтересовала возможность прохождения подобного курса:

О випассане можно почитать здесь
Найти подходящий по времени и месту проведения курс
Центр медитации, где я проходила курс
Русский сайт о випассане
Запись на курсы випассаны в России

2 Responses to Медитация Випассана по Гоенке в Таиланде

  1. Олеся says:

    некоторые эту медитацию могут мракобесием посчитать))) а мне в свое время понравилось. Голову однозначно приводит в порядок. а это нужно всем жителям мегаполиса. Сегодня вот как раз читала про губительное воздействие фенола на человека-на его нервную систему в частности. Вы же там в Тае наверное слышали про московские выбросы в последние пару-тройку месяцев?

    • Oksana says:

      Вот года 3 назад я бы, наверно, тоже не пошла на подобный курс, а сейчас понимаю, что тогда-то мне было это едва ли не больше надо, чем сейчас. Хотя у некоторых знакомых, это вызвало ужас, так как «это же не по христиански». Про выбросы слышала, но честно скажу, пыталась пропустить мимо себя, так как непосредственно меня и моих близких это не касалось

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *